Оглавление

Содержание

Танк Т-54 был разработан в августе-сентябре 1946 г. в КБ (отдел 520) завода №183 им. Сталина под руководством А.А. Морозова с учетом результатов межведомственных испытаний двух опытных машин образца №3, проведенных в период с 20 июля по 10 августа 1946 г. на заводском полигоне. Организация серийного производства машины на заводе №183 осуществлялась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №960-402 от 29 апреля 1946 г. За период подготовки серийного производства завод № 183 изготовил еще два опытных танка Т-54. Один из них, собранный в сентябре 1946 г. по образцу №3, но с измененными ходовой частью и трансмиссией, в период с 18 сентября по 28 октября подвергся заводским испытаниям пробегом в объеме 2000 км. Второй танк с новым корпусом и башней (образец №4), изготовленный в феврале 1947 г., предназначался для межведомственных испытаний, которые состоялись в районе Нижнего Тагила с 1 по 12 марта 1947 г.

В апреле 1947 г. завод №183 для проведения окончательных контрольных испытаний предъявил два головных образца первой серии танков Т-54 (образцы №5 и №6), изготовленных с учетом всех требуемых ГБТУ изменений. На основании положительных результатов контрольных испытаний, прошедших в районе Нижнего Тагила в период с 24 апреля по 27 мая 1947 г., завод №183 с июля того же года приступил к серийному производству танка Т-54 (совместное решение Министерства транспортного машиностроения и Военного министерства (командующего БТ и MB ВС) от 23-24 июня 1947 г.). С постановкой на серийное производство машине был присвоен индекс «Объект 137». С 1948 г. к выпуску танка подключились заводы №75 (Харьков) и №174 (Омск).

За время серийного изготовления Т-54, которое завершилось в мае 1955 г., танк дважды (в 1949 и 1951 г.) подвергался серьезной модернизации без изменения своей марки. Дальнейшее совершенствование танка в ходе производства осуществлялось под руководством исполняющего обязанности главного конструктора А.В. Колесникова, а затем Л.Н. Карцева, назначенного главным конструктором завода №183 в марте 1953 г.

Различают три серии машины: 1-я серия — обр. 1947 г. (выпуска 1947-1948 гг.), 2-я - обр.1949 г. (выпуска 1949-1951 гг.) и 3-я - обр.1951 г. (выпуска 1951-1955 гг.). На вооружение Т-54 приняли только в 1950 г. приказом Военного министра СССР №112 от 12 июня. За время серийного выпуска для оснащения Советской Армии было изготовлено 10245 танков81.

SuT5455358.jpg SuT5455359.jpg

Танк Т-54 обр. 1947 г. выпуска до октября 1947 г.
Боевая масса — 36 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 3 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость — 48 км/ч.

Танк Т-54 обр. 1947 г. находился в серийном производстве с июля 1947 г. по январь 1949 г. Выпуск танка был прекращен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №313-109 от 26 января 1949 г. ввиду большого количества рекламаций из войск. За этот период собрали 617 боевых машин. Однако дополнительно в течение I полугодия 1949 г. заводы изготовили еще 96 учебных танков82.

Танк имел классическую схему общей компоновки с экипажем из четырех человек, установкой основного оружия во вращающейся башне и поперечным расположением двигателя в МТО, надежную броневую защиту и высокую подвижность.

В носовой части корпуса, в отделении управления у левого борта располагалось рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотной броневой крышкой и закрывающим механизмом. В отделении управления, помимо сиденья механика-водителя, размещались органы управления движением танка, контрольно-измерительные приборы, четыре аккумуляторные батареи, выключатель батарей, часть ЗИП, аппарат ТПУ и привод управления курсовыми пулеметами. В правой носовой части корпуса находились два топливных бака и основная часть боекомплекта. Для наблюдения за полем боя и вождения машины при закрытой крышке люка механик-водитель пользовался двумя призменными перископическими смотровыми приборами, устанавливавшимися перед входным люком в специальных шахтах верхнего лобового листа. Левый прибор обеспечивал обзор вперед и частично влево, правый прибор, располагавшийся под углом 15° относительно левого, - вперед и частично вправо. Сверху призмы смотровых приборов защищались броневыми крышками. При движении танка с открытым люком над головой механика-водителя мог монтироваться защитный колпак со смотровым стеклом, имевшим электрообогрев.


81 Непосредственно линейных танков, включая учебные, без учета машин, предназначавшихся для переоборудования в командирские варианты, выпуск которых приводится отдельно.

82 Танки, собранные из деталей, не подвергавшихся изменениям в процессе модернизации, с использованием башен с массой, не превышавшей установленную (4700 кг), и корпусов, изготовленных из броневых листов толщиной не более номинала и в минусовых допусках.

Содержание

Оглавление