Оглавление

SuT5455352.jpg

Общий вид танка Т-62 с модернизированным комплектом ОПВТ, подготовленным к преодолению водной преграды. НИИБТ полигон, 1964 г.

Если во время контрольных испытаний Т-62, проведенных в 1963 г. на НИИБТ полигоне, он их не выдержал, то в процессе кропотливой работы по совершенствованию его конструкции Уралвагонзавод добился того, что к середине 1960-х гг. этот танк стал надежной боевой машиной. Это подтвердили испытания двух танков Т-62 выпуска мая 1965 г., проведенные в ТуркВО в районе г. Теджен пробегом на 10000 км в период с 8 июля по 23 сентября 1965 г.

Боевые качества Т-62 высоко оценил и вероятный противник. По мнению командования центра обучения армии США (US Army Training and Doctrine Command), «... танк Т-62 является основным боевым танком Советской Армии, «рабочей лошадью» танковых дивизий первого эшелона, обеспечивая им высокую подвижность и огневую мощь в наступательных действиях.

Высокая огневая мощь танка обусловлена использованием 115-мм гладкоствольной пушки, имеющей чрезвычайную точность огня на реальных боевых дистанциях (до 1500 м) и высокую начальную скорость снаряда. Установленное вооружение превосходит по своим характеристикам все существующее танковое вооружение в мире и способно нанести поражение любому типу танка, существующему в настоящее время.

Применяемые высокоэффективные боеприпасы разработаны с учетом различного типа целей, которые могут быть встречены на поле боя. Каждый тип боеприпаса имеет собственный заряд превосходного технического качества. Учитывая чрезвычайную эффективность точности огня и качество боеприпасов, можно ожидать, что при любом попадании в цель, последняя будет уничтожена.

Кроме этого, можно отметить следующие преимущества, характерные для Т-62:
- наличие встроенного оборудования ОПВТ, дающего возможность преодоления водных преград глубиной до 5,5 м по дну;
- наличие встроенной термодымовой аппаратуры ТДА;
- возможность установки на серийном линейном танке минного трала КМТ-5».

Западные эксперты также отметили удачную конструкцию цельнолитой башни Т-62 и его малую высоту по сравнению с основным американским танком того времени — М60А1, что делало последний весьма уязвимым от огня на больших дальностях.

Что касается танка «Объект 432», то, несмотря на заявленные высокие боевые и технические характеристики, представлявшие собой качественный скачок в отечественном танкостроении, состояние дел с его производством и результатами войсковой эксплуатации вызывали определенное беспокойство у военного руководства. Первым на эту тему высказался главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров. В своем письме начальнику Генерального штаба — первому заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза М.В. Захарову от 12 декабря 1965 г. он писал: «Вследствие того, что танк конструкции Морозова («Объект 432») по ряду причин имеет резко отрицательные свойства, целесообразно дальнейшее производство этого танка прекратить и немедленно приступить к закладке новой машины с устранением всех недостатков «Объекта 432».

Новую машину, учитывая опыт создания «Объекта 432» можно будет поставить в течение 2-3-х лет, но надо задавать массу 37—38 т, что позволит создать не только хорошую современную машину и удобство расположения экипажа, но и устойчивость при атомном взрыве.

Практика показывает, что чрезмерная погоня за малым весом танка ставит конструктора в такие условия, когда он фактически лишен возможности сделать хорошую машину, что и произошло у конструктора Морозова».

Это письмо было рассмотрено на заседании Пленума НТК Генерального штаба 26 февраля 1966 г. и 19 февраля 1966 г. - на НИИБТ полигоне с участием представителей Генерального штаба, начальника танковых войск П.П. Полубоярова и самого П.А. Ротмистрова.

Озабоченность главного маршала бронетанковых войск подтверждалась информацией из частей БВО по результатам войсковой эксплуатации танка «Объект 432» выпуска 1964-1965 гг., поступившей от помощника командующего войсками БВО по БТВАТ генерал-майора ИТС А. Савушкина и командира 37-й танковой дивизии полковника Рудского.

Так, в течение 1965 г. в 29-й, 37-й танковых дивизиях и 45-й гвардейской учебной танковой дивизии этого округа проводилась опытная войсковая эксплуатация 68 танков «Объект 432», из которых десять машин выпуска июня-июля 1965 г. были подвергнуты испытаниям по специальной программе пробегом на 600 км. В ноябре 1965 г. в части дивизий с завода-изготовителя поступили еще 27 танков «Объект 432», которые до 1 января 1966 г. не эксплуатировались.

За все время эксплуатации из 68 машин девять танков были сданы на завод им. В.А. Малышева для восстановления. По состоянию на 1 января 1966 г., из общего количества пять машин отработали до 500 км, 14 от 501-1000 км, 19 от 1000-2000 км, 15 от 2001-3000 км, три от 3001-4000 км и две свыше 4000 км. За этот период вышли из строя 53 двигателя 5ТДФ, из них 44 отработали 40-120 ч и только девять - более 150 ч.; имели место 11 случаев разрушения внутренних шлицев опор торсионов. Надежность работы гидроамортизаторов ходовой части также оставалась низкой (на десяти танках вышли из строя 37 гидроамортизаторов из-за разрушения уплотнения штока). Срок службы гусениц составлял ниже 3000-3200 км, ведущего колеса 1800-2000 км.

Механизм заряжания также не обеспечивал надежной и безотказной работы. В декабре 1965 г. при производстве 152 выстрелов из танковых пушек четырех машин имели место 24 задержки, из которых 21 — по вине механизма заряжания. Ручное дублирование механизма заряжания было очень трудным и долгим.

Наблюдалось несколько случаев возгорания топлива и масла в МТО при появлении течи из систем двигателя.

Стесненность рабочих мест командира и наводчика приводила к их быстрой утомляемости при выполнении боевой задачи (мало пространства для ног в боевом отделении). Работа с картой в зимнее время оказалась невозможной. Выход механика-водителя в случае неблагоприятного положения башни ни в свой люк, ни в боевое отделение также был невозможен.

Величина преодолеваемого брода без подготовки составляла лишь до 0,9 м.

Выводы командиров были неутешительными: «Несмотря на то, что в огневой мощи, скорострельности и защите экипажа танк «Объект 432» превосходит лучшие современные образцы танков, надежность его основных агрегатов — двигателя, механизма заряжания, ходовой части — не позволяет использовать танк в боевой группе».

Оглавление