Танк с ГТД значительно быстрее преодолевал подъемы и крутые повороты, развивал более высокую скорость движения без опасения заглохания и перегрева двигателя в тяжелых дорожных условиях. Были получены полезные результаты по определению системы управления двигателем и уточнены требования к его характеристикам и параметрам систем воздухоочистки и охлаждения. Испытания показали необходимость значительной доработки системы воздухоочистки ГТД. Кроме того, выявилась недостаточная эффективность системы перепуска газа как дополнительного средства торможения объекта.
Полигонные испытания машины, проведенные в июле 1964 — январе 1965 гг., показали, что, несмотря на увеличенную емкость топливных баков, запас хода ее оказался примерно в 1,7 раза меньше, а расход топлива примерно в 2,3 раза больше, чем у танка с дизелем. Существенным недостатком в случае серийного производства такого танка являлась бы и значительно более высокая стоимость ГТД.
Дальнейшие работы по газотурбинной тематике в КБ Уралвагонзавода были направлены на повышение эффективности и надежности работы ГТД, трансмиссии и системы воздухоочистки. Так, например, выполненные исследования позволили довести величину коэффициента пропуска пыли у агрегата воздухоочистки до 2-3% (против 4—5% на танке «Объект 167Т»). Венцом всей деятельности по этому направлению стало создание в 1966 г. опытного образца танка «Объект 166ТМ», на котором использовали усовершенствованные воздухоочиститель, трансмиссию и более экономичный двигатель ГТД-ЗТУ. Работы по газотурбинной тематике велись на заводе вплоть до 1967 г. включительно.
На основе результатов испытаний танков «Объект 167Т» и «Объект 166ТМ» в КБ Уралвагонзавода пришли к выводу о неперспективности танка с газотурбинным двигателем. Работы по установке ГТД в танк на Уралвагонзаводе прекратили, так как его КБ не удалось кардинально решить вопросы воздухоочистки, сокращения расхода топлива и снижения стоимости танка с ГТД. В дальнейшем КБ завода все усилия сосредоточило на создании танков с дизелями.
В 1964 г. во ВНИИ-100 развернулись работы по оборудованию танка «Объект 432» газотурбинной силовой установкой на базе двигателя ГТД-ЗТЛ мощностью 588 кВт (800 л.с.) и удельным расходом топлива 410г/кВт×ч (301 г/л.с.×ч). В связи с применением иного типа двигателя в трансмиссии машины использовали вновь разработанные четырехступенчатые БКП. Технический проект танка «Объект 432» с двигателем ГТД-ЗТЛ, получивший наименование «Объект 003», был готов в марте 1965 г. Дальнейшие работы по этому проекту с изготовлением опытного образца машины продолжились уже во втором послевоенном периоде и завершились в 1968 г.
По результатам рассмотрения технического проекта танка «Объект 003», в котором ГТД имел поперечное расположение, и с учетом высказанных замечаний в 1965 г. во ВНИИ-100 совместно с ОКБ-29 выполнили эскизно-технический проект МТО танка «Объект 432» с двигателем ГТД-ЗТП, имевшим продольное расположение. Этот проект машины, который разрабатывался под руководством В.В. Антонова, Ю.Е. Панкова и Ю.Б. Берлина, получил обозначение «Объект 004». При этом решались следующие основные задачи:
- создание рациональной компоновки МТО в размерах МТО танка «Объект 432», обеспечивавшей максимально возможное выполнение заданных ТТТ;
- улучшение системы воздухоочистки силовой установки и уменьшение сопротивления на выходе из двигателя;
- создание силовой установки, обеспечивавшей срок службы узлов МТО не менее 500 ч работы двигателя;
- создание трансмиссии, соответствовавшей характеристике двигателя ГТД-ЗТП и обеспечивавшей высокие средние скорости движения;
- создание эффективной воздушной системы охлаждения двигателя, трансмиссии, стартер-генератора и компрессора;
- обеспечение выполнения требований по тепломаскировке, ПАЗ и подводному вождению танка;
- максимально возможное использование узлов и деталей танка «Объект 432».
Поперечный разрез и вид в плане МТО танка «Объект 003». Проект ВНИИ-100, 1965 г.
Установка двигателя ГТД-3ТП потребовала разработки новых узлов танка: трансмиссии с четырехступенчатыми БКП, системы гидросервоуправления, электрооборудования, средств тепломаскировки, ОПВТ, системы воздухоочистки. Кроме того, подверглись изменениям конструкция корпуса танка, системы ППО, обогрева обитаемых отделений, ТДА, ПАЗ, а также конструкция топливных баков, расположенных в боевом отделении, и наружных топливных баков.
Двигатель ГТД-3ТП располагался в МТО вдоль продольной оси танка со смещением влево на 50 мм и крепился на трех опорах (два бугеля с резиновой амортизацией и траверса, объединявшая две пальцевые опоры двигателя). Агрегаты двигателя (маслонасос, топливный регулятор, топливоподкачивающий насос и т.д.), центробежный вентилятор системы охлаждения, а также маслонасосы трансмиссии приводились в действие от ротора турбокомпрессора с помощью угловой передачи и торсионного валика. Все эти агрегаты двигателя и трансмиссии монтировались на входных редукторах БКП, которые были объединены с редуктором двигателя в единый блок.
Продольный разрез МТО танка «Объект 004». Проект ВНИИ-100, 1965 г.