ВИАМ оказал помощь заводу №183 в освоении технологии изготовления металлокерамических дисков трения и изготовил комплект дисков для опытной планетарной трансмиссии.
3 сентября 1956 г. доработанный технический проект танка «Объект 140» был представлен в Министерство транспортного машиностроения и НТК ГБТУ на повторное рассмотрение. 25 сентября проект утвердили для выполнения рабочих чертежей и изготовления опытных заводских образцов. В ноябре того же года все чертежи танка «Объект 140» из КБ завода №183 передали в производство. Параллельно на ходовом макете, изготовленном на базе танка Т-54, прошли отработку узлы подвески и ходовой части.
Что касается технического проекта танка «Объект 430» КБ завода №75, то он был направлен на рассмотрение в июле 1956 г. и в августе утвержден для разработки рабочих чертежей и выпуска опытных образцов. Одновременно завод изготовил деревянный макет машины с размещением макетного оборудования, узлов и агрегатов.
Необходимо отметить, что в этом техническом проекте в связи с затянувшимися работами по дизелю 5ТД эскизно проработали и второй вариант МТО с размещением дизеля 8Д12П конструкции завода №77 аналогичной мощности. Установка 8Д12П осуществлялась в тех же размерах МТО и при сохранении схемы трансмиссии не требовала переделки МТО. Двигатель монтировался поперек корпуса между БКП, вписываясь в принятые формы кормы и днища танка. Крепление двигателя осуществлялось в трех точках: двух бугелях и амортизационной опоре на нижней части кормового листа. Установка нового двигателя привела к увеличению количества дисков трения во фрикционах БКП и к изменению передаточного числа бортовых редукторов с 6 до 5,07. Для сохранения осевого размера пакета дисков трения их толщину уменьшили с 4 до 3 мм. Кроме того, потребовалась переделка ведущего узла БКП по соединительным муфтам.
Компоновку эжекционной системы охлаждения двигателя изменили применительно к другой форме двигателя. Она располагалась в передней части МТО и была представлена в виде двух эжекторов с выхлопом на оба борта. Принятая компоновка позволила разместить единый масляный бак под системой охлаждения.
По компоновочным соображениям воздухоочистители системы воздухоочистки двигателя расчленили на два отдельных узла, по одному на каждый блок цилиндров двигателя, и расположили в верхней части у бортов корпуса танка.
В остальном компоновка МТО сохранилась без изменений. Однако дизель 8Д12П имел больший расход топлива, чем 5ТД, и требовал большей площади радиаторов системы охлаждения. В дальнейшем этот проект не рассматривался, поскольку А.А. Морозов сделал ставку только на двигатель 5ТД.
В разработке технического проекта танка «Объект 430» КБ завода №75 существенную помощь оказало большое количество организации из различных отраслей промышленности:
- ЦНИИ-173, ЦКБ-393, завод №9 - по созданию нового прицела-дальномера, двухплоскостного стабилизатора и системы автоматического выброса стреляных гильз;
- Военная академия им. Сталина - по созданию подвески, гидроамортизатора, опорного катка, дисков трения фрикционных элементов трансмиссии и системы бустеров, подогревателя и других узлов. При этом сотрудники академии участвовали в выборе конструкции, оказали помощь в проведении предварительных испытаний узлов на стендах академии, а также обеспечили заводские испытания необходимой аппаратурой и операторами;
- ЦНИЛАС и ВИАМ — по металлокерамическим и асбокаучуковым фрикционным накладкам;
- ЦНИИ-48 — по выбору общей схемы защиты и сварных соединений;
- ФЦНИИ-48 и завод им. Ильича — по созданию носового и бортового узлов корпуса, сваренных электрошлаковой сваркой; по катаным бортам корпуса с профилем переменного сечения; по снарядным испытаниям и отработке бронестойкости всех основных элементов защиты корпуса и башни;
- Харьковское высшее авиационное военно-техническое училище и завод №255 — по созданию новых малогабаритных электромоторов и отдельных элементов электрооборудования;
- ХПИ — по созданию нового зацепления гусеницы и ведущих колес и новых шарниров траков;
- НИИШП и Ленинградский завод РТИ — по новым резиновым материалам для амортизаторов катков, теплостойких шлангов и др.;
- ЦКБ-1 — по датчикам для автоматического закрытия щелей и отверстий в танке;
- ВНИИ-100 и ФВНИИ-100 - по эжекционным системам охлаждения, подвеске, элементам сварки корпуса, литым блокам корпуса и новым литым маркам стали.
Компоновка двигателя 8Д12П в МТО танка «Объект 430». Проект КБ завода №75, 1956 г.
Макет рабочего места командира (слева) и наводчика танка «Объект 430», 1956 г. |
|
Макет рабочего места механика-водителя (слевва) и МТО танка «Объект 430», 1956 г. |
Деревянный макет танка «Объект 430», 1956 г.