Бак прицепа с помощью топливоподводящей системы был включен в топливную систему двигателя танка через дополнительные топливные баки, устанавливавшиеся на правой надгусеничной полке. В состав топливоподводящей системы входили: заборное устройство (труба и сетчатый фильтр, располагавшиеся на прицепе); топливный трубопровод, монтировавшийся на корпусе танка; топливораспределительный кран и клапан разъема. Подача топлива из прицепа производилась штатной топливоподкачивающей помпой. Автоматическое перекрытие трубопроводов при отсоединении прицепа от танка осуществлялось с помощью клапана разъема с тросовым приводом. Для дорожной сигнализации на прицепе устанавливались два габаритных фонаря, подключавшихся с помощью электропровода через штепсельный разъем к бортовой сети танка.
В ноябре 1959 г. прицеп прошел испытания на НИИБТ полигоне, но на снабжение принят не был, так как снижал маневренность и скорость буксировавшего его танка Т-54.
Другим направлением повышения подвижности танков Т-54 стало создание и установка на них ОПВТ. Первоначально этими вопросами с 1947 г. занимался завод №112 «Красное Сормово», в КБ которого проектировался танк подводного хождения ТПХ-54. Несмотря на то, что при этом удалось решить вопросы герметизации ряда узлов танка, в 1948 г. это направление закрыли в связи с началом разработки легкого плавающего танка Р-39.
Без предварительной подготовки Т-54 мог преодолевать в брод водные преграды глубиной 1,4 м и протяженностью до 60 м. Преодоление таких бродов производилось как правило на первой передаче с минимальной подачей топлива с целью исключения образования большой волны впереди танка.
Ввиду того что глубина преодолеваемого танком брода являлась недостаточной, в 1952—1953 гг. сотрудники НИИБТ полигона разработали ОПВТ, которое обеспечивало преодоление водных преград по дну водоема глубиной 4-5 м и шириной не менее 300 м. Предварительная проверка этого оборудования, изготовленного НИИБТ полигоном в конце 1953 г., дала вполне удовлетворительные результаты. Было принято решение о доработке оборудования и изготовлении его в заводских условиях.
Параллельно с НИИБТ полигоном работы по созданию ОПВТ в начале 1950-х гг. развернулись на заводах №183, №75 и №174. Это привело к созданию ОПВТ, перевозимого непосредственно на машине и состоявшего из двух частей: постоянного установленной на танке и съемной, монтировавшейся непосредственно перед преодолением водной преграды. Так, в КБ завода №75 в 1954-1955 гг. спроектировали и изготовили опытный образец танка Т-54 с ОПВТ, получивший заводское обозначение «Объект 486». В сентябре 1955 г. три такие машины были сданы ГБТУ.
Это оборудование обеспечивало герметизацию машины, питание экипажа и двигателя воздухом, выпуск отработавших газов в воду и откачку воды, попавшей в танк при преодолении водной преграды.
Установка оборудования потребовала введения на серийных танках небольших конструктивных изменений, которые могли быть выполнены силами войсковых ремонтных органов. Для безопасности члены экипажей танков обеспечивались изолирующими противогазами ИП-46 и спасательными жилетами. Управление танком при преодолении водной преграды осуществлялось с берега по радио.
Преодоление танком Т-54 брода глубиной 0,9-1,1 м. Специальные полигонные испытания, НИИБТ полигон, 1948 г. |
Общий вид танка Т-54 с ОПВТ конструкции НИИБТ полигона, 1953 г. |
Преодоление танком Т-54 («Объект 486») р. Днепр (глубина 4-4,5 м), 1955 г. | Изменения в конструкции уплотнения крыши МТО танка Т-54. |
Контрольные испытания трех танков «Объект 486» прошли на р. Днепр в конце 1955 г.
Они показали, что танк с ОПВТ мог пересекать водные преграды глубиной 4-5 м и шириной 500-700 м. Водная преграда преодолевалась своим ходом на первой передаче по дну предварительно разведанного водоема. Продолжительность подготовки танка к преодолению водной преграды силами экипажа, включавшей время на установку оборудования и смазку втулок балансиров составляла 1 ч 35 мин - 1 ч. 45 мин, время на частичную разгерметизацию машины после выхода на берег - 2-3 мин.
Осенью 1956 г. три танка «Объект 486» прошли войсковые испытания на р. Днепр с положительным результатом, но, по замечаниям комиссии, потребовалась некоторая доработка оборудования. Были устранены следующие недостатки: отсутствие контроля за давлением воздуха в камере уплотнения погона башни; громоздкая конструкция уплотнения дульного среза пушки и вентилятора башни; необходимость снятия наружных топливных и масляного баков при установке оборудования; применение электродвигателя устаревшей конструкции в откачивающей системе.
При этом удалось обеспечить несложную разгерметизацию уплотнения крыши МТО, чем достигался неограниченный пробег танка с установленным оборудованием на суше и его разгерметизацию без выхода экипажа из машины.