Испытания танка Т-54 с дальномером ДА-300. НИИБТ полигон, 1953 г. | Испытания танка Т-54 с дальномером ТКД. НИИБТ полигон, 1953 г. |
Испытания танка Т-54 с дальномером ЗДН. НИИБТ полигон, 1953 г. |
Приспособление для крепления дальномера ДА-300 приваренной к крыше башни танка Т-54. | Вариант укладки дальномера ДА-300, по-походному снаружи башни танка Т-54 (пунктиром указаны габариты укладочного ящика). |
Установка дальномера ЗДН в командирской башенке танка Т-54. НИИБТ полигон, 1953 г. |
При разработке командирских танков (управления боем) на базе Т-54 в конце 1940-х - начале 1950-х гг. на них предполагалась установка вертикально- и горизонтальнобазных дальномеров. Проведенные в период с 30 марта по 10 августа 1948 г. на НИИБТ полигоне испытания горизонтальнобазного (ПЦТ-13) и вертикальнобазного (ПТЦ-13А) оптических дальномеров конструкции ГОИ им. Вавилова в макетных башенках тяжелого танка ИС-2 подтвердили возможность их установки и в командирских башенках средних танков Т-34-85, Т-44 и Т-54. Однако эти дальномеры оказались непригодны для использования в танках из-за недостаточной точности замера дальности, а сама установка не обеспечивала надежности их крепления в командирской башенке. Тем не менее, по результатам испытаний наиболее приемлемым типом дальномера для установки в танке был признан горизонтальнобазный дальномер ПТЦ-13.
В 1950-1951 гг. в ГОИ им. Вавилова для командирского танка был разработан танковый монокулярный вертикальнобазный дальномер ДА-300, который в период с 20 июня по 30 октября 1951 г. прошел испытания на НИИБТ полигоне в танке Т-54. Дальномер с помощью специального приспособления устанавливался вместо смотрового прибора МК-4 наводчика. В ходе проведения испытаний проводилась оценка дальномера на предмет точности измерения дальности, удобства работы с дальномером, а также его установки и укладки в танке по предложениям завода №112 «Красное Сормово» и ВНИИ-100. По результатам испытаний танковый дальномер ДА-300 после устранения выявленных недостатков и доработки конструкции в направления улучшения герметичности прибора, повышения стабильности измерительных качеств и надежности работы механизмов был рекомендован к использованию в танках и САУ.
В 1952-1953 гг. работы по монтажу и использованию различных конструкций дальномеров, созданных к этому времени, были выполнены применительно и к серийным линейным танкам Т-54. В период с 3 по 25 февраля 1953 г. на НИИБТ полигоне в танке Т-54 успешно прошли испытания танковых дальномеров: монокулярного вертикальнобазного ДА-300, стереоскопического командирского ТКД и зенитного стереоскопического ЗДН. Дальномеры ТКД и ЗДН монтировались в командирской башенке, а дальномер ДА-300 - вместо смотрового прибора МК-4 наводчика с помощью специального установочного приспособления конструкции ГОИ им. Вавилова. По своим основным оптическим характеристикам (база, кратность увеличения и т.д.) эти дальномеры были равноценны.
По результатам испытаний наиболее приемлемым к установке в танках признали монокулярный дальномер ДА-300, но с целью обеспечения использования большей базы и его лучшей защиты требовалось, чтобы он имел горизонтальнобазную конструкцию. На данном этапе дальномер ДА-300 был рекомендован к установке в танках до отработки конструкции дальномера-прицела, которым впоследствии его предлагалось заменить. Однако до установки оптических дальномеров в серийных (линейных и даже командирских) танках Т-54 в первом послевоенном периоде дело не дошло.
Что касается стереоскопических дальномеров ТКД и ЗДН, то от их установки в танках отказались из-за необходимости специального отбора измерителей, так как не все танкисты обладали способностью к восприятию стереоскопического эффекта. Использование дальномера ТКД было признано целесообразным в САУ «Объект 600», но с заменой в его конструкции подвижной стереоскопической измерительной марки на неподвижную - типа дальномера ЗДН.
Установка дальномера ТКД на макетной башенке командира танка Т-54. НИИБТ полигон, 1953 г.