Оглавление

SuT5455079.jpg SuT5455082.jpg
Комплект аппаратуры прибора ночного видения механика-водителя ВТН.

Комплект прибора ночного видения командира танка «Узор».

SuT5455081.jpg SuT5455080.jpg

Государственные испытания ночного прибора ВТН и фары ФГ-10 с инфракрасным фильтром на танке Т-54. НИИБТ полигон, 1950 г.

Установка прибора ВТН в отделении управления танка Т-54.
SuT5455083.jpg SuT5455084.jpg

Установка прибора «Узор» с блоком питания в командирской башенке танка Т-54.

Установка инфракрасного прожектора прибора «Узор» на крыше командирской башенки танка Т-54.

Одновременно были созданы ночные приборы наблюдения для механика-водителя и командира танка Т-54. Так, в 1949 г. ВЭИ им. Ленина разработал опытный образец перископического прибора ночного видения для механика-водителя, который прошел полигонные испытания. По его образцу в 1950 г. по распоряжению Совета Министров СССР №125рс от 11 января 1950 г. завод № 393 изготовил десять комплектов ночного прибора наблюдения ВТН (шифр «Месяц»), электронно-оптические преобразователи и блоки питания к которым поставил ВЭИ им. Ленина. При изготовлении этой партии завод №393 переработал технический проект прибора и выполнил расчет его оптической системы с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении НТК ГБТУ по результатам испытаний первого опытного образца прибора. Одновременно ВЭИ им. Ленина с учетом этих же замечаний и предложений разработал и изготовил новый оригинальный тип электронно-оптического преобразователя (тип ВЭИ-3), обеспечивший прибору поле зрения не менее 30°, а также пересмотрел конструкцию высоковольтного блока питания.

Наряду с удобством монтажа и демонтажа блока питания, его конструкция исключала необходимость любой регулировки в условиях эксплуатации аппаратуры в танке. В период с 20 октября по 12 ноября 1950 г. два прибора ВТН с инфракрасными источниками освещения, смонтированные в танке Т-54, прошли государственные испытания на НИИБТ полигоне. Размещение аппаратуры прибора в танке не стесняло действий экипажа. Время установки прибора (вместо левого смотрового прибора механика-водителя) с блоком питания и приведение его в рабочее состояние одним человеком составляло 3 мин. Дальность видения с подсветкой фарой ФГ-10 с инфракрасным фильтром находилась в пределах 50-80 м. Скорость вождения танка с использованием ночного прибора наблюдения достигала 24 км/ч. По результатам испытаний прибор ВТН «Месяц» под маркой ТВН-1 был принят на вооружение и рекомендован к установке в танки.

К разработке командирского ночного прибора наблюдения в ВЭИ им. Ленина приступили только в 1952 г., поскольку имевшиеся к этому времени производственная база и достижения в развитии инфракрасной техники не позволяли создать такой прибор и прожектор, габариты и масса которых обеспечили бы возможность их установки в командирской башенке танка Т-54. Разработанный ночной прибор командира получил шифр «Узор». Он предназначался для командира танкового подразделения (взвод-рота) и обеспечивал ему наблюдение за окружающей местностью и находящимися на ней предметами ночью на дальности 250-300 м.

В ноябре 1952 г. в КБ завода №183 при участии специалистов ВЭИ им. Ленина был разработан технический проект установки прибора «Узор» в командирской башенке танка Т-54. После утверждения проекта в Министерстве транспортного машиностроения и НТК ГБТУ 8 декабря 1952 г. рабочие чертежи установки прибора направили в производство, а 21 января 1953 г. танк Т-54 с прибором «Узор» поступил на заводские и комиссионные испытания с участием представителей ВЭИ им. Ленина и НТК ГБТУ.

Конструкторы завода №183 и ВЭИ им. Ленина удачно разместили блок питания прибора «Узор» в одной из шахт смотрового прибора командирской башенки, что не потребовало дополнительного объема внутри ее и сократило длину кабеля высокого напряжения, идущего от блока к прибору. Габариты прожектора прибора позволили разместить его на кронштейне, закрепленном на бронировке прибора в крыше командирской башенки.

После окончания испытания в феврале 1953 г. танк с командирским прибором ночного видения «Узор» сдали заказчику для проведения дальнейших испытаний.

Оглавление