Сравнительные габаритные размеры танков Т-34 и Т-84. 1949 г.
В это же время для повышения боевых качеств танка Т-54 конструктор завода №183 П.П. Васильев предложил проект подвески машины с регулируемым клиренсом. Согласно проекту, высота танка, получившего наименование Т-84, могла изменяться с 1650 до 1200 мм. По мнению конструктора, использование регулируемой подвески обеспечивало танку минимальную площадь возможного поражения, позволяло максимально использовать рельеф местности для укрытия и маскировки, а также обеспечивало увеличение проходимости на поле боя. В системе изменения клиренса использовались узлы и агрегаты гидравлической системы автомобильного самосвала ЯАЗ-205 с частичными изменениями. Кроме гидравлической системы, была разработана дублирующая пневматическая система подъема и опускания корпуса.
Однако дальнейшие работы по подвеске машины с регулируемым клиренсом (как и по облегченному варианту танка Т-54) были прекращены в связи с доработкой конструкции и возобновлением серийного производства танка Т-54 (второй модификации - обр. 1949 г.) в конце 1949 г.
Все принятые заводом №183 решения по снижению боевой массы Т-54 и мероприятия по совершенствованию его конструкции нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР №2620-1039 от 18 июня 1949 г. В соответствие с этим постановлением данные по доработке конструкции Т-54 с устранением всех недостатков и проведению контрольных испытаний должны были быть представлены в Совет Министров СССР к 15 ноября 1949 г.
Первый Т-54 с новыми корпусом и башней вышел в сдаточный пробег 29 августа 1949 г. Боевую массу танка удалось уменьшить на 1700 кг. Заводские испытания машины пробегом на 1000 км начались 30 августа. В сентябре того же года собрали два контрольных танка Т-54 обр. 1949 г., которые прошли межведомственные испытания. На этих машинах, помимо новых корпуса с башней и установки курсового пулемета в отделении управления (справа от механика-водителя), были введены: улучшенная система ППО, воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из бункера, более эффективный форсуночный подогреватель с дымогарным котлом, новая система выпуска отработавших газов с увеличенным сроком службы выпускных коллекторов и изменена конструкция буферного устройства балансиров. Кроме того, за счет специального экранирования устранили помехи радиоприему.
В первой половине ноября 1949 г. состоялись испытания обстрелом новой башни танка Т-54. По результатам обстрела главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и районный инженер Дмитрусенко докладывали министру транспортного машиностроения И.И. Носенко и начальнику ГБТУ генерал-лейтенанту танковых войск Б.Г. Вершинину: «... 12 ноября провели испытания новой башни обстрелом щелей бронемаски, амбразур прицела и пулемета, для защиты которых от проникновения свинцовых брызг были проведены следующие мероприятия:
1. На вертикальных щелях бронемаски были установлены внутренние щитки и наружные боковые планки.
2. Верхняя горизонтальная щель бронемаски была прикрыта защитной планкой, приваренной к бронемаске.
3. Нижняя горизонтальная щель бронемаски была прикрыта внутри общим щитком - уловителем, а снаружи на бронемаске установлен удлиненный нижний броневой воротник.
4. Амбразура под пулемет была прикрыта изнутри защитным щитком с отражателем, укрепленным на пулемете.
5. Амбразура под прицел была защищена внутренним коробчатым щитком, приваренным к башне и отражательным щитком, укрепленным на кронштейне прицела. Снаружи амбразуры прицела и пулемета были снабжены защитными окантовками.
Все указанные щели были раздельно испытаны обстрелом при различных углах возвышения пушки и при различных положениях башни короткими очередями из пулемета СГ с исправлением наводки. Всего во время испытаний по всем щелям было произведено 508 выстрелов.
Проведенные мероприятия по защите от свинцовых брызг испытания выдержали. Проникновение свинцовых брызг внутрь башни места не имело...»
В конце ноября 1949 г. решением правительства серийное производство новой (второй) модификации танка Т-54 обр. 1949 г. было разрешено на заводах промышленности. До конца года выпустили 54 таких танка (завод №183 - 29, завод №75 - 10 и завод №174 - 15 машин).
В течение 1950 г. заводы №183, №75 и №174 полностью устранили массовые дефекты в изготовлении танков Т-54, а проведенные в период 1949-1950 гг. организационно-технические мероприятия позволили создать на данных заводах полностью отработанную технологию массового производства этих боевых машин. В ходе серийного производства второй модификации танка Т-54 его боевая масса находилась в пределах 34,7-35,36 т при расчетной массе 35,408 т.
12 июня 1950 г. приказом №112 Военного министра СССР маршала A.M. Василевского танк Т-54 обр. 1949 г. был принят на вооружение Советской Армии.
С целью проверки качества выпускаемых машин в октябре-ноябре 1950 г. в районе г. г. Кировобад - Шамхор Азербайджанской ССР были проведены испытания на гарантийный срок службы трех танков Т-54 - по одному от каждого завода-изготовителя. В заключении отчета по этим испытаниям, утвержденного начальником НИИБТ полигона генерал-майором ИТС Н.И. Алымовым 18 ноября 1950 г., отмечалось, что танк Т-54 при эксплуатации в высокогорных условиях Кавказа по своим тактико-техническим данным превосходит серийные Т-34-85 и ИС-3. Испытания пробегом на 1000 км на гарантийный срок службы танки Т-54 заводов №183, №75 и №174 выдержали.
Проведенные конструктивные изменения корпуса и башни позволили снизить массу танка с 36-37 до 35,5-36 т и улучшили броневую защиту машины, устранив вероятность рикошетирования снарядов в корпус танка. Однако остававшийся в кормовой части башни заман не исключал возможности рикошетирования снарядов малых калибров в крышу корпуса. Поэтому следующим этапом модернизации броневой защиты танка Т-54 стала установка башни с полным отсутствием кормового замана.
Возможность разработки такой башни обсуждалась в КБ завода №183 еще летом 1949 г. при создании башни без заманов в лобовой и боковых частях башни - т.е. башни танка Т-54 обр. 1949 г. Совместное решение на разработку и изготовление новой башни для танка Т-54 «по типу танка ИС-3» было подписано 28 января 1950 г. министрами Вооруженных Сил СССР маршалом A.M. Василевским и транспортного машиностроения Ю.Е. Максаревым. В документе указывалось:
«1. Обязать завод № 183... устранить обратный скос (заман) в кормовой части башни танка Т-54 по чертежу 54.30.518-3, не снижая бронестойкости кормы башни.
Изменить форму передней части башни по чертежу 54.30.518-3 (без обратных скосов) в районе сечений 2 и 3 с целью увеличения углов наклона стенок.
2. При проектировании башни без обратного скоса (замана) в кормовой части необходимо: а) сохранить:
- наличие люка водителя (для вождения танка по-походному);
- существующий боекомплект в танке;
- боевой вес танка, установленный постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1949 г... (35,5-36 т. - Прим. авт.).
Эскизный проект башни с деревянным макетом (в масштабе 1/ 10) предъявить на рассмотрение МТрМ и ГБТУ ВС к 1/03-1950 г....»