В 1955 г.:
- для повышения эффективности системы обогрева при пуске двигателя в условиях низких температур маслозакачивающии насос МЗН-1 заменили насосом МЗН-2 с водяной рубашкой для обогрева (включенной в систему подогрева двигателя), имевшим более мощный электродвигатель и укороченные шестерни (с июня);
- с целью облегчения работы механика-водителя в приводе управления бортовыми фрикционами и тормозами установили сервопружины (с августа);
- увеличили ширину клыков траков гусеницы с 4 до 6 мм (с октября);
- в башне танка стала устанавливаться 76,2-мм нарезная танковая пушка Д-56ТМ со спаренным с ней 7,62-мм пулеметом СГМТ (с ноября). От пушки Д-56Т она отличалась установкой двухкамерного дульного тормоза и эжектора, наличием механизма повторного взвода в затворе пушки и измененной конструкцией крышек цилиндров противооткатных устройств. Применение двухкамерного дульного тормоза активного типа вместо щелевого дульного тормоза реактивного типа позволило улучшить условия технического обслуживания орудия, а использование эжектора -в несколько раз уменьшить загазованность боевого отделения при стрельбе.
В состав боекомплекта к пушке ввели унитарные выстрелы: УБР-354А и УБР-354 с бронебойно-трассирующими снарядами БР-350А и БР-354, УБР-354П и УБР-354Н с подкалиберными бронебойно-трассирующими снарядами БР-354П и БР-354Н, УБК-354 (УБК-354М) с кумулятивным снарядом БК-354 (БК-354М), УШ-Р-2-354 со шрапнелью стержневой Ш-354, а также УД-354 и УД-353 с дымовым снарядом Д-350 с полным и уменьшенным зарядом. В связи с этим стала использоваться новая лотковая укладка для подкалиберных и кумулятивных выстрелов, позволявшая размещать в ней не только выстрелы с бронебойными и осколочными снарядами, но и вновь введенные.
Кроме того, применили опорные катки с суженным профилем (со 125 до 112 мм) резинового бандажа, что уменьшило вероятность механических повреждений резины гребнями траков. В связи с этим специальные ребра для скалывания льда на направляющих колесах упразднили;
- диски опорных катков стали изготавливаться с 12 радиальными выштамповками, позволившими значительно повысить их жесткость и надежность (с декабря). Одновременно улучшили подвод смазки во внутренние полости ступицы опорных катков. Вместо одного смазочного отверстия в крышке опорного катка ввели два в ступице катка, использовав для этой цели два диаметрально противоположных резьбовых отверстия под болты крепления крышки катка и специальные каналы для смазки. Головки болтов этих отверстий окрашивались в красный цвет. Аналогичное усовершенствование использовали и в конструкции направляющих колес.
В результате этих мероприятий масса ходовой части уменьшилась и стала составлять 17,7% от боевой массы танка.
Установка 76,2-мм пушки Д-56ТМ и спаренного пулемета СГМТ в башне танка ПТ-76 обр. 1955 г.
В 1956 г.:
- вместо смотрового прибора ПЕР-17 использовали более совершенный прибор ПЕР-17А;
- с марта вновь ввели специальные ребра на направляющих колесах;
-
в августе для исключения смывания буя установили специальную решетку;
-
с октября на фаре ФГ-10 применили светомаскировочную насадку и ввели переключатель режимов освещения П-29В с дополнительным сопротивлением.
С этого же года на башне вокруг вентилятора стало привариваться ограждение, препятствовавшее попаданию воды внутрь танка при движении на плаву, а днище корпуса изготавливаться из двух продольно сваренных между собой броневых листов.
Днище танка ПТ-76 обр. 1956 г.
В 1957 г.:
- при изготовлении торсионов подвески ввели накатку их цилиндрической части и галтелей(с марта);
-
вместо радиостанции 10РТ-26Э с ТПУ-47 установили радиостанцию Р-113 с ТПУ Р-120 (с апреля). На командирских машинах, помимо радиостанции Р-113, монтировалась коротковолновая станция Р-112;
-
внедрили встроенную ТДА многократного действия, которая обеспечивала получение непросматриваемой дымовой (аэрозольной) завесы шириной 300-400 м, стойкостью до 2 мин и допустимой продолжительностью одного дымопуска до 10 мин (с июня). Одновременно для обеспечения угла склонения пушки -4° при стрельбе на корму, введения новой укладки снарядов, а также для установки стабилизатора основного оружия высоту корпуса танка в районе подбашенного листа увеличили на 60 мм (высота линии огня возросла до 1850 мм);
-
изменили крепление десантных поручней на башне, переместив их вверх на 150 мм (с июля). Кроме того, для устранения прогиба днища, возникавшего при эксплуатации машины и приводившего к нарушению герметичности корпуса, повысили его жесткость за счет усиления так называемого переднего пояса жесткости П-образного сечения, а также повышения жесткости балки для крепления коробки передач и установки более прочных пиллерсов;
-
для улучшения условий наблюдения на танке ввели две дополнительные фары ФГ-10: одну (поворотную) - на башне, а другую - на лобовом листе корпуса справа, симметрично штатной (в июле-августе). Установка фары на башне обеспечивала возможность ее управления из башни поворотом в секторе 270° и изменением угла наклона. Кроме того, на башне разместили пятый габаритный фонарь ГСТ-49;
-
при движении на плаву стал использоваться прибор ТНП-370 перископичностью 370 мм, состоявший из трех призм и монтировавшийся вместо среднего прибора ТНП (с сентября). Это значительно улучшило наблюдение механика-водителя на плаву, однако потребовало изменения конструкции шахты прибора ТНП. Прибор ПЕР-17А изъяли из комплекта танка, а гнездо для его установки в крышке люка механика-водителя аннулировали;
-
для вождения танка в ночных условиях применили прибор ночного видения ТВН-2Б, в комплект которого, помимо самого прибора, входили блок питания БТ-3-26 и фара ФГ-10 с инфракрасным фильтром (с декабря). В зависимости от обстановки этот прибор монтировался в двух положениях: в положении по-боевому - вместо среднего смотрового прибора ТНП, по-походному - в съемном кронштейне, на передней стенке основания люка механика-водителя. Блок питания крепился (постоянно) на подбашенном листе в отделении управления, слева от механика-водителя. Для подсветки местности инфракрасный фильтр устанавливался в правой (дополнительной) фаре ФГ-10. В нерабочем положении
прибор ТВН-2Б и ЗИП комплекта прибора хранились в укладочном ящике на правом
борту внутри танка.