Оглавление

SuRuPzWg1150.jpg

Серийный плавающий танк ПТ-76. 1952 г.

SuRuPzWg1151.jpg

Модернизированный плавающий танк ПТ-76Б. 1959 г.

В августе 1951 г. начальником ОКБ СТЗ стал С.А. Федоров, который сразу же занялся четкой организацией его деятельности. В составе ОКБ был сформирован ряд конструкторских бюро: трансмиссии, вооружения, броневого корпуса, компоновки, общетехническое и расчетное, ускоривших подготовку чертежно-конструкторской документации к серийному производству. Становление серийного производства танка ПТ-76 на СТЗ состоялось в период 1952— 1953 гг. Танки, выпущенные в 1952 г., направлялись на опытную эксплуатацию в войска, по результатам которой производилась дальнейшая доработка конструкции узлов и деталей машины.

По результатам войсковых испытаний и опытной эксплуатации танк «Объект 740» под маркой ПТ-76 был принят на вооружение постановлением Совета Министров СССР №3636-1447 от 6 августа 1952 г.

По сравнению с серийными довоенными танками-амфибиями танк ПТ-76 имел не только значительно более высокие боевые и технические характеристики, но и совершенно другую компоновочную схему. По своим водоходным качествам, простоте и надежности конструкции он являлся в то время лучшим танком в мире среди машин аналогичного типа.

Впервые на отечественном танке в качестве водоходного движителя были установлены два водомета, при этом обеспечивалась возможность их одновременной работы с гусеничным движителем. Танк имел большой запас плавучести, мог достичь берега при высадке с десантного корабля при волнении моря до 4 баллов, а также буксировать на плаву однотипную машину. Он отличался простотой конструкции и высокой надежностью в эксплуатации, обладал высокой проходимостью по снегу и грунтам с низкой несущей способностью (среднее давление на грунт не превышало 46,1 кПа (0,47 кгс/см2).

Постановлением Совета Министров СССР №1372-633 от 10 декабря 1957 г. на вооружение Советской Армии был принят модернизированный легкий плавающий танк ПТ-76Б, который отличался от предшествующего образца установкой стабилизатора основного оружия и унифицированного противопожарного оборудования. Серийное производство машины было организовано в 1959 г. С1961 г. танк стал оснащаться системой ПАЗ. Выпуск ПТ-76Б продолжился и во втором послевоенном периоде (по 1967 г. включительно. — Прим. авт.).

В ходе серийного выпуска танков ПТ-76 и ПТ-76Б в ОКБ СТЗ совместно с ЧТЗ, ВНИИ-100 и Военной академией БТВ велись НИОКР, направленные на дальнейшее совершенствование их боевых и технических характеристик. Некоторые результаты этих работ нашли свое воплощение в опытных образцах, а часть из них была внедрена в производство.

С целью повышения огневой мощи танка в середине 1950-х гг. в Военной академии БТВ им. И.В. Сталина рассматривались варианты установки вместо 76-мм пушки Д-56Т 57-мм пушки Ч-51 с механизмом заряжания и 85-мм пушки ЗИС-С-53.

Для успешной борьбы с танками противника на подступах к водной преграде в отрыве от своих главных сил для легкого танка предпочтительной была установка более мощной 85-мм пушки ЗИС-С-53. Дульная энергия и бронебойное действие этого орудия в 1,5—2 раза превышала аналогичные показатели пушки Д-56Т; осколочно-фугасный снаряд также был мощнее 76,2-мм снаряда. Однако по габаритно-массовым показателям и по величине силы отдачи пушка ЗИС-С-53 оказалась неприемлемой для легкого танка. При ее установке и размещении соответствующего боекомплекта масса машины возрастала примерно на 1 т, что было не допустимо для плавающего танка по причине нарушения его остойчивости на плаву. Кроме того, монтаж 85-мм системы (с учетом обеспечения остойчивости на плаву) требовал существенных конструктивных изменений как башни, так и корпуса машины, что, по суш, вело к созданию новой плавающей машины.

Установка 57-мм пушки в башне танка имела ряд преимуществ перед 76,2-мм пушкой Д-56Т. Она являлась мощным противотанковым средством, основные бронебойные снаряды которой пробивали броню в 1,5 раза большей толщины, чем снаряды орудия Д-56Т и броню примерно такой же толщины, как и снаряды пушки ЗИС-С-53. При этом броня современных на тот момент средних зарубежных танков могла поражаться из этой пушки на дальностях 1500 м. Габаритно-массовые показатели орудия Ч-51 были меньше, чем у Д-56Т, что позволяло увеличить боекомплект танка не менее чем вдвое и применить механизм заряжания при сохранении массы танка. Меньшая, чем у Д-56Т сила отдачи гарантировала возможность ведения стрельбы из орудия в любых условиях (включая стрельбу на плаву), что также допускало возможность увеличения бронепробивемости путем увеличения начальной скорости снаряда за счет повышения давления пороховых газов при выстреле до 334-353 МПа (3400-3600 кгс/см2). Кроме того, легко могла быть обеспечена стабилизация пушки в двух плоскостях, вследствие небольшой массы орудия и башни, причем последняя могла быть уменьшена по габаритам, благодаря меньшим поперечным размерам самой пушки.

Таблица 57 Сравнительные характеристики пушек Д-56Т, Ч-51 и ЗИС-С-53 (по материалам кафедры вооружения ВА БТВ)

Характеристики

Марка пушки

Д-56Т

Ч-51

Соотношение Ч-51 и Д-56Т

ЗИС-С-53

Соотношение ЗИС-С-53 и Д-56Т

Калибр, мм

76

57

0,75

85

1,12

Дульная энергия, тм

142

150

1,05

293

2,06

Основной бронебойный снаряд (БР):

масса, кг

6,5

2,8

0,431

9,2

1,43

начальная скорость, м/с

655

1020

1,54

792

1,21

Подкалиберный снаряд (БПС):

масса, кг

3,02

2,4

0,75

5,3

1,65

начальная скорость, м/с

950

1125

1,19

1200

1,26

Осколочно-фугасный снаряд:

масса, кг

6,2

3,75

0,6

9,6

1,55

начальная скорость, м/с

680

695

1,02

785

1,15

Бронепробиваемость при а=0°, мм:

на 1000 м БР/БПС

65/90

101 /138

1,55/1,54

102/180

1,56/2,0

на 2000 м БР/БПС

45/ —

75/92

1,69/ —

85/110

1,87/ —

Длина ствола, клб/мм

43,2/3300

80,5 / 4584

1,35

54,6 / 4645

1,37

Средняя сила отдачи, кгс

4200

2896

0,96

20200

4,8

Нормальная длина отката, мм

550

750

1,36

330

0,6

Масса качающейся части, кг

665

435

0,65

1150

1,73

Масса одного выстрела, кг

9,6

6,5

0,68

16,0

1,67

Масса боекомплекта в 40 выстрелов, кг

384

260

0,68

640

1,67

Изменение массы по сравнению с пушкой Д-56

-

-354

+741

-

Оглавление