БКП танка «Объект 432» в сборе с бортовым редуктором, ее кинематическая схема и продольный разрез.
Для торможения машины, а также удержания ее на спуске и подъеме использовался горный тормоз, имевший механический привод через храповое шариковое устройство и воздействующий (минуя бустеры) на тормоза, останавливавшие эпициклическую и солнечную шестерню третьего планетарного ряда, а следовательно, -и ведущий вал бортового редуктора.
Управление движением танка осуществлялось с помощью системы гидросервоуправления (управление фрикционными элементами — гидравлическое, привод золотников — механический). Для переключения передач использовался избиратель (кулиса), для поворота — два рычага управления. Кроме того, имелась педаль сброса давления масла в системе гидросевроуправления и смазки, работавшая аналогично приводу главного фрикциона серийных средних танков, и педаль тормоза.
В целом трансмиссия с пятиступенчатыми БКП могла обеспечить высокие динамические качества танка при наличии характеристики двигателя, близкой к характеристики дизеля типа В-2 (по скоростному коэффициенту — nN/nM и коэффициенту приспособляемости - MM/MN). Однако для дизеля 5ТД, обладавшего худшими данными по вышеуказанным коэффициентам, пяти передач оказалось недостаточно. В БКП имелся большой разрыв между первой и второй передачами и предельное перекрытие всех остальных передач. Вследствие этого динамика танка «Объект 430», особенно при движении в тяжелых дорожных условия, оказалась неудовлетворительной (средние скорости движения по снежной целине и грязным дорогам были в 2 раза ниже, чем у танка Т-55, при одинаковой мощности двигателя).
Некоторое влияние на снижение динамики танка и качество управления им оказали также недостатки, имевшиеся в работе гидравлического привода: большое время срабатывания системы и длительное буксование фрикционных элементов (при переключении передач — до 0,7-0,9 с, при поворотах - до 0,3 с, в то время как требовалось не более 0,2-0,3 с при переключении передач и 0,1-0,2 с при поворотах). Кроме того, обнаружилась несинхронность включения фрикционных элементов, резко проявлявшаяся на скользких дорогах, недостаточное удобство расположения и плохая конструкция избирателя. Имелся также ряд и других проблем: низкая надежность тормозных фрикционных элементов и недостаточная отработанность дисков трения, что приводило к частым их разрушениям, отсутствие эффективного обогрева масла и БКП, необходимых для пуска двигателя, наличие перекачки масла из бака в коробки передач и др. Все это потребовало дальнейшей доработки конструкции БКП.
В ходе разработки последующего танка «Объект 432» были использованы более мощный двухтактный дизель 5ТДФ и семиступенчатые БКП. В отличие от предыдущей конструкции БКП, в ней установили дополнительно один планетарный ряд, один фрикционный элемент и изменили привод включения тормозных элементов (механическое и гидравлическое их включение осуществлялось не навстречу, а с одной стороны). Кроме того, выполнили ряд мероприятий по упрочнению дисков трения. Впоследствии кинематическая схема этой семиступенчатой БКП использовалась в трансмиссиях основных танков Т-64А и Т-72 (всех модификаций), а также в танке Т-80УД, но конструктивное исполнение их было различным. Попытки унифицировать БКП основных танков не увенчались успехом.
Таблица 46. Характеристики агрегатов механических трансмиссий отечественных легких и средних танков
Характеристики |
Марка танка |
|||||
ПТ-76Б |
«Объект 906» |
Т-54 |
Т-55 |
«Объект 167» |
«Объект 432» |
|
Главный фрикцион |
||||||
Тип |
Двухдисковый, сухого трения |
Многодисковый, сухого трения |
— |
|||
Материал дисков трения |
Сталь+феродо |
Сталь+сталь |
— |
|||
Количество пар трения |
4 |
4 |
16 |
18 |
20 |
— |
Коэффициент запаса |
2,27 |
1,865 |
*** |
2,31 |
*** |
— |
Масса, кг |
100 |
86,5 |
100 |
100 |
100,5 |
— |
Входной редуктор |
||||||
Тип |
— |
— |
Простой |
Простой, с отбором мощности |
||
Передаточное число |
— |
— |
0,695 |
0,7 |
0,67 |
— |
Масса, кг |
— |
— |
149 |
139,5 |
236,2 |
— |
Коробка передач |
||||||
Тип |
Простая, двухвальная |
Две планетарные БКП |
||||
Синхронизаторы |
— |
Конусные |
— |
|||
Число передач |
5+1 |
5+1 |
5+1 |
5+1 |
5+1 |
7+1 |
Диапазон передач |
7,28 |
10.04 |
6,67 |
6,66 |
6,66 |
8,17 |
Масса, кг |
470 |
380 |
546 |
570,7 |
575 |
939,3 |
Система управления |
Механическая |
Гидравлическая |
||||
Внутренние редукторы |
||||||
Передаточное отношение на водомет |
0,22 |
1,289 |
— |
— |
— |
— |
Масса, кг |
2x110 |
*** |
— |
— |
— |
— |
Механизм поворота |
||||||
Тип |
Бортовой фрикцион |
Двухпоточный МПП |
Двухступенчатый ПМП |
БКП |
||
Передаточное число |
— |
1,0 и 1,4 |
1,0 и 1,42 |
В зависимости от передачи |
||
Материал дисков трения фрикционов |
Сталь+сталь |
МК-5 + сталь |
||||
Количество пар трения |
24 |
*** |
14 |
14 |
18 |
|
Вид трения |
Сухое |
В масле |
||||
Масса, кг |
2x110 |
160 |
2x145 |
2x204,5 |
2x204,5 |
Входит в БКП |
Остановочные тормоза |
||||||
Тип |
Ленточные, плавающие |
Дисковые |
||||
Материал пары трения |
Чугун+сталь |
Пластмасса+сталь |
Чугун+сталь |
МК-5+сталь |
||
Вид трения |
Сухое |
В масле |
||||
Масса, кг |
2x23 |
2x26 |
2x45 |
2x48 |
*** |
Входит в БКП |
Бортовой редуктор |
||||||
Тип |
Простой, однорядный |
Комбинированный, двухрядный |
Планетарный, однорядный |
|||
Передаточное число |
5,556 |
5,09 |
6,77 |
6,705 |
6,78 |
5,454 |
Масса, кг |
2x152 |
2x124 |
2x354 |
2x314 |
704 |
392 |
Объем трансмиссии, м3* |
0,404 |
0,345 |
0,37 |
0,37 |
0,38 |
0,3 |
Масса трансмиссии, кг** |
1518 |
1095 |
2042 |
2095 |
2357 |
1635 |
* Без учета объема бортовых редукторов.
** С учетом приводов управлений и установки.
*** У авторов нет данных.