Оглавление

SuRuPzWg0899.jpgSuRuPzWg0900.jpg SuRuPzWg0901.jpg

БКП танка «Объект 432» в сборе с бортовым редуктором, ее кинематическая схема и продольный разрез.

Для торможения машины, а также удержания ее на спуске и подъеме использовался горный тормоз, имевший механический привод через храповое шариковое устройство и воздействующий (минуя бустеры) на тормоза, останавливавшие эпициклическую и солнечную шестерню третьего планетарного ряда, а следовательно, -и ведущий вал бортового редуктора.

Управление движением танка осуществлялось с помощью системы гидросервоуправления (управление фрикционными элементами — гидравлическое, привод золотников — механический). Для переключения передач использовался избиратель (кулиса), для поворота — два рычага управления. Кроме того, имелась педаль сброса давления масла в системе гидросевроуправления и смазки, работавшая аналогично приводу главного фрикциона серийных средних танков, и педаль тормоза.

В целом трансмиссия с пятиступенчатыми БКП могла обеспечить высокие динамические качества танка при наличии характеристики двигателя, близкой к характеристики дизеля типа В-2 (по скоростному коэффициенту — nN/nM и коэффициенту приспособляемости - MM/MN). Однако для дизеля 5ТД, обладавшего худшими данными по вышеуказанным коэффициентам, пяти передач оказалось недостаточно. В БКП имелся большой разрыв между первой и второй передачами и предельное перекрытие всех остальных передач. Вследствие этого динамика танка «Объект 430», особенно при движении в тяжелых дорожных условия, оказалась неудовлетворительной (средние скорости движения по снежной целине и грязным дорогам были в 2 раза ниже, чем у танка Т-55, при одинаковой мощности двигателя).

Некоторое влияние на снижение динамики танка и качество управления им оказали также недостатки, имевшиеся в работе гидравлического привода: большое время срабатывания системы и длительное буксование фрикционных элементов (при переключении передач — до 0,7-0,9 с, при поворотах - до 0,3 с, в то время как требовалось не более 0,2-0,3 с при переключении передач и 0,1-0,2 с при поворотах). Кроме того, обнаружилась несинхронность включения фрикционных элементов, резко проявлявшаяся на скользких дорогах, недостаточное удобство расположения и плохая конструкция избирателя. Имелся также ряд и других проблем: низкая надежность тормозных фрикционных элементов и недостаточная отработанность дисков трения, что приводило к частым их разрушениям, отсутствие эффективного обогрева масла и БКП, необходимых для пуска двигателя, наличие перекачки масла из бака в коробки передач и др. Все это потребовало дальнейшей доработки конструкции БКП.

В ходе разработки последующего танка «Объект 432» были использованы более мощный двухтактный дизель 5ТДФ и семиступенчатые БКП. В отличие от предыдущей конструкции БКП, в ней установили дополнительно один планетарный ряд, один фрикционный элемент и изменили привод включения тормозных элементов (механическое и гидравлическое их включение осуществлялось не навстречу, а с одной стороны). Кроме того, выполнили ряд мероприятий по упрочнению дисков трения. Впоследствии кинематическая схема этой семиступенчатой БКП использовалась в трансмиссиях основных танков Т-64А и Т-72 (всех модификаций), а также в танке Т-80УД, но конструктивное исполнение их было различным. Попытки унифицировать БКП основных танков не увенчались успехом.

Таблица 46. Характеристики агрегатов механических трансмиссий отечественных легких и средних танков

Характеристики

Марка танка

ПТ-76Б

«Объект 906»

Т-54

Т-55

«Объект 167»

«Объект 432»

Главный фрикцион

Тип

Двухдисковый, сухого трения

Многодисковый, сухого трения

Материал дисков трения

Сталь+феродо

Сталь+сталь

Количество пар трения

4

4

16

18

20

Коэффициент запаса

2,27

1,865

***

2,31

***

Масса, кг

100

86,5

100

100

100,5

Входной редуктор

Тип

Простой

Простой, с отбором мощности

Передаточное число

0,695

0,7

0,67

Масса, кг

149

139,5

236,2

Коробка передач

Тип

Простая, двухвальная

Две планетарные БКП

Синхронизаторы

Конусные

Число передач

5+1

5+1

5+1

5+1

5+1

7+1

Диапазон передач

7,28

10.04

6,67

6,66

6,66

8,17

Масса, кг

470

380

546

570,7

575

939,3

Система управления

Механическая

Гидравлическая

Внутренние редукторы

Передаточное отношение на водомет

0,22

1,289

Масса, кг

2x110

***

Механизм поворота

Тип

Бортовой фрикцион

Двухпоточный МПП

Двухступенчатый ПМП

БКП

Передаточное число

1,0 и 1,4

1,0 и 1,42

В зависимости от передачи

Материал дисков трения фрикционов

Сталь+сталь

МК-5 + сталь

Количество пар трения

24

***

14

14

18

Вид трения

Сухое

В масле

Масса, кг

2x110

160

2x145

2x204,5

2x204,5

Входит в БКП

Остановочные тормоза

Тип

Ленточные, плавающие

Дисковые

Материал пары трения

Чугун+сталь

Пластмасса+сталь

Чугун+сталь

МК-5+сталь

Вид трения

Сухое

В масле

Масса, кг

2x23

2x26

2x45

2x48

***

Входит в БКП

Бортовой редуктор

Тип

Простой, однорядный

Комбинированный, двухрядный

Планетарный, однорядный

Передаточное число

5,556

5,09

6,77

6,705

6,78

5,454

Масса, кг

2x152

2x124

2x354

2x314

704

392

Объем трансмиссии, м3*

0,404

0,345

0,37

0,37

0,38

0,3

Масса трансмиссии, кг**

1518

1095

2042

2095

2357

1635

*   Без учета объема бортовых редукторов.
**  С учетом приводов управлений и установки.
*** У авторов нет данных.

Оглавление