Схема силовой установки американского танка М60А1. | Схема силовой установки английского танка «Чифтен Мк5» | Схема силовой установки западногерманского танка «Леопард-1». | |||
Схема силовой установки французского танка АМХ-30. | Схема силовой установки шведского танка Strv-103А. |
Пуск двигателей производился только с помощью электростартеров большой мощности. Большинство двигателей при температуре окружающего воздуха до -18°С пускалось без предварительного подогрева с использованием средств, облегчавших пуск: свечей накаливания в предкамерах двигателя («Леопард-1»), электрофакельного подогрева впускного воздуха (М60А1); пусковых жидкостей («Чифтен»), обогрева аккумуляторных батарей («Леопард-1»), гидростартера с приводом от вспомогательного двигателя («Чифтен»). Для снижения затрат мощности при низких температурах окружающего воздуха и частичных режимах работы использовался регулируемый привод вентиляторов с термостатическим управлением (в зависимости от температуры охлаждающей жидкости). Кроме того, в системах охлаждения зарубежных танков применялись ременные («Чифтен») и гидрообъемные (Strv-103A) приводы вентиляторов. Вентилятор танка АМХ-30 включался с помощью электромагнитной муфты, имевшей дистанционное управление.
При более низкой температуре окружающего воздуха производился предпусковой подогрев двигателей с помощью подогревателей-отопителей и систем охлаждения вспомогательных двигателей мощностью 15-22 кВт (20-30 л.с). Вспомогательные двигатели монтировались на танках М48, «Центурион», «Чифтен» и предназначались также для их электроснабжения на стоянке и подзарядки аккумуляторных батарей. Однако эффективность такого подогрева была невелика. Кроме того, вспомогательные двигатели, устанавливавшиеся в танках Pz68 и Strv-103А, обеспечивали им возможность движения с ограниченной скоростью при выходе из строя основного двигателя. На танке Strv-103А вспомогательный двигатель (ГТД) обеспечивал надежный пуск основного дизеля при температуре окружающего воздух до -40°С.
По своим характеристикам системы подогрева зарубежных танков уступали аналогичным отечественным системам. Так, подогреватель-отопитепь танка «Леопард-1» имел максимальную суммарную тепловую мощность около 35 кВт. Такого же типа подогреватель с автоматическим управлением использовался в танке АМХ-30. В американских танках М48 и М60А1 использовались подогреватели газовоздушного типа, имевшие тепловую мощность до 25 кВт. Они могли использоваться и для обогрева обитаемых отделений.
Для облегчения пуска дизелей в условиях низких температур помимо подогревателей применялись маловязкие масла, разжижение масла бензином перед глушением двигателя, использование пусковых жидкостей; для карбюраторных — разжижение смазки бензином, впрыск топлива во всасывающие коллекторы, подогрев карбюраторов и трубопроводов системы смазки теплым воздухом.
В системе выпуска отработавших газов на многих танках («Чифтен», «Леопард-1», АМХ-30, Strv-103А и др.) устанавливались глушители. Для тепловой маскировки машин использовалось охлаждение выпускных газов в специальной камере (М60А1) или смесителе («Леопард-1»).
Таблица 45. Характеристики основных систем силовых установок зарубежных танков |
||||||
Характеристики |
Марка танка |
|||||
М60А1 (США) |
«Леопард-1» (ФРГ) |
«Чифтен» Мк5 (Великобритания) |
АМХ-30 (Франция) |
Pz68 (Швейцария) |
Strv-103А (Швеция) |
|
Двигатель, марка |
AVDS-1790-2A |
МВ-838 СаМ-500 |
L60 Мк7А |
HS-110 |
МВ-837 |
К-60 |
мощность в стендовых условиях, кВт (л.с.) |
551 (750) |
610 (830) |
551 (750) |
529 (720) |
463 (630) |
177(240) |
мощность в условиях объекта кВт (п.с.) |
471 (640) |
552 (710) |
463 (630) |
** |
** |
** |
Система охлаждения: |
||||||
тип |
Вентиляторная |
Вентиляторная |
Вентиляторная |
Вентиляторная |
Вентиляторная |
Вентиляторная |
вентиляторы, тип и количество, шт. |
Осевой, 2 |
Осевой, 1 |
Осевой. 2 |
Осевой, 1 |
Осевой, 1 |
1 |
затраты мощности на систему охлаждения, кВт (л.с.) |
81 (110) |
88 (120) |
** |
** |
** |
** |
емкость, л |
— |
165 |
123 |
100 |
115 |
70 |
Система воэдухоочистки: |
||||||
тип воздухоочистителя |
Двухступенчатый |
Двухступенчатый |
Двухступенчатый |
Двухступенчатый |
Двухступенчатый |
Двухступенчатый |
первая ступень |
Циклоны |
Циклоны |
Циклоны |
Циклоны |
Циклоны |
Циклоны |
вторая ступень |
Ткань |
Картон |
Металлическая сетка |
Масляная ванна |
Фильтрующие элементы |
Ткань |
количество на машину |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Емкость системы смазки, л |
** |
70 |
** |
** |
** |
** |
Система пуска: |
||||||
основная |
Электрическая |
Электрическая |
Электрическая |
Электрическая |
Электрическая |
Электрическая |
дублирующая |
- |
- |
Гидростартер |
- |
Вспомогательный двигатель |
С помощью ГТД |
Средства облегчения пуска |
Электрофакельный подогрев впускного воздуха |
Предпусковой подогрев, свечи накаливания в предкамерах |
Предпусковой подогрев, пусковая жидкость, увеличение цикловой подачи |
Предпусковой подогрев |
Предпусковой обогрев, свечи накаливания в предкамерах |
- |
Вспомогательный двигатель: |
||||||
марка |
— |
— |
H-304Mk7B |
— |
OM-633 |
Боинг-502-10МА |
тип |
- |
- |
2-тактный дизель жидкостного охлаждения |
- |
4-тактный дизель жидкостного охлаждения |
ГТД |
мощность, кВт (л.с.) |
- |
- |
22 (30) |
- |
26 (35) |
243 (330) |
Топливная система: |
||||||
емкость, л |
1420 |
955 |
1045 |
960 |
760 |
945 |
в том числе в МТО, л |
1420 |
955 |
1045 |
220 |
30 |
110 |
Объем МТО (с топливом/без топлива), м3 |
6,8/5,4 |
6,4 / 5,4 |
6,0/5.0 |
4,5 /4,3 |
6,8 |
4,3/4,2* |
Масса силового блока, кг |
3550 |
4380 |
** |
** |
** |
** |
Время на замену силового блока, ч |
4 |
** |
4 |
2 |
** |
** |
* Без учета систем охлаждения двигателей, расположенных в кормовой части корпуса
** У авторов нет данных.