Оглавление

SuRuPzWg0744.jpg SuRuPzWg0745.jpg
Опытный танк «Объект 003» с двигателем ГТД-3ТЛ. Установка двигателя ГТД-3ТП в МТО танка «Объект 287» (проект).

В МТО танка «Объект 003» ГТД-3ТЛ устанавливался поперек корпуса на четырех эластичных опорах (они обеспечивали свободное перемещение в двух направлениях, перпендикулярных друг другу, при изменениях линейных размеров двигателя из-за его нагрева) с размещением входного отверстия компрессора в сторону правого борта и выпускного патрубка за кормой броневого корпуса. Он отличался от ГТД-3Т и ГТД-3ТУ следующими особенностями:
-  измененной проточной частью компрессора (по высоте лопаток и углам установки направляющих лопаток);
-  новой конструкцией лобового картера с коробками приводов для агрегатов, обслуживающих системы двигателя;
-  использованием быстроходного и силового редукторов, уменьшавших частоту вращения силовой турбины двигателя с 22000 до 3120 мин-1 и передававших крутящий момент входным валам бортовых коробок передач (между собой оба редуктора были связаны эластичной муфтой);
-  измененной проточной частью турбины компрессора (в связи с уменьшением расхода газа);
-  конструкцией тракта выпуска отработавших газов, обеспечивавшей их выброс на корму танка;
-  возможностью работы на различных сортах топлива (авиационном, дизельном и неэтилированных бензинах).

Выпускной коллектор и наиболее нагретые части двигателя (в районе камеры сгорания) были дефлектированы одним общим кожухом, внутрь которого подавался охлаждающий воздух, образовывавший вокруг нагретых частей двигателя подвижную воздушную рубашку.

Основные режимы работы двигателя:
-  номинальная эквивалентная мощность (588 кВт (800 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 25000 и 17500 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 408 г/кВт×ч (300 г/л.сч) — в течение 30 мин.;
-  0,8 максимальной мощности (471 кВт (640 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 23700 и 16500 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 435 г/кВт×ч (320 г/л.с.×ч) — без ограничения по времени;
-  0,5 максимальной мощности (294 кВт (400 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 21500 и 14000 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 517 г/кВт×ч (380 г/л.с.×ч) — без ограничения по времени;
-  малый газ при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 18000 и 9000 мин-1 соответственно и часовым расходом топлива 60 кг/ч - без ограничения по времени;
-  торможение (мощность 147 кВт (200 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 22000 и 20000 мин-1 соответственно — в течение 5 мин.

Время выхода двигателя с режима малого газа на номинальный режим не превышало 4—6 с. Время подготовки и пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха составляло: с проведением предварительной холодной прокрутки — 2 мин, без предварительной холодной прокрутки — 35—40 с.

Два опытных образца двигателя ГТД-3ТЛ были изготовлены в 1965—1966 гг. и последовательно (в 1967—1968 гг.) прошли испытания в танке «Объект 003» на полигоне ВНИИтрансмаш. Общий пробег танка с ГТД составил 3000 км. В процессе испытаний были выявлены хорошие тягово-динамические характеристики танка и пусковые качества двигателя в условиях низких температур. Однако, как и при испытаниях в Нижнем Тагиле, в условиях значительной запыленности воздуха резко снизилась долговечность двигателя. При разборке двигателя был обнаружен износ деталей компрессора и уплотнений, что привело к снижению эффективных показателей ГТД и к ограничению его ресурса.

Принятая на двигателях ГТД-3Т, ГТД-3ТУ и ГТД-3ТЛ система перепуска газа (минуя силовую турбину) обеспечивала возможность улучшения пуска и приемистости турбокомпрессора, а также быстрого уменьшения крутящего момента при переключении передач. Однако она не позволила получить необходимые тормозные качества двигателей, которые бы гарантировали сопоставимую с дизелем эффективность торможения танка.

В 1965-1966 гг. в ОКБ-29 был разработан еще один танковый вариант вертолетного двигателя серии ГТД-3Т — более мощный и экономичный ГТД-3ТП. Проектные работы по его установке в танк «Объект 434» («Объект 004») вел ВНИИ-100. Буква «П» в наименовании двигателя обозначала его продольное расположение в МТО танка. Параллельно в ОКБТ ЛКЗ был предложен вариант установки этого двигателя в МТО опытного танка с ракетным оружием «Объект 287».

Как и предыдущие двигатели этой серии, ГТД-3ТП был создан по двухвальной схеме без теплообменника и состоял из турбокомпрессорного блока и силовой турбины. Мощность двигателя в стендовых условиях составляла 699 кВт (950 л.с), удельный расход топлива - 360 г/кВт×ч (265 г/л.с.×ч). В условиях объекта мощность на валу турбины должна была быть не менее 515 кВт (700 л.с). Турбокомпрессорный блок включал в себя осецентробежный компрессор, двухступенчатую осевую турбину и полупетлевую камеру сгорания.

SuRuPzWg0746.jpg SuRuPzWg0747.jpg
Установка двигателя ГТД-3ТП в МТО танка «Объект 004» (проект).

Оглавление