Поперечный и продольный разрезы свободно-поршневого бескривошипно-шатунного двигателя (Проект ВА БТВ).
Моторная часть агрегата функционировала по принципу двухтактного дизеля. Непосредственное соединение поршней моторной части с плунжерами насоса гидрообъемной передачи делало излишними шатунно-кривошипный механизм двигателя и передаточный механизм насоса, имевших значительные объемы, что и обеспечивало высокую габаритную мощность такого агрегата. Отсутствие в нем шатунно-кривошипного механизма было положительным явлением с точки зрения допустимого максимального давления на поршни и износа поршней и цилиндров.
В качестве силовой установки для танка рассматривался и вариант использования парового двигателя. Работы по такому типу двигателя для танка (ПД-1) велись в СССР на ленинградском заводе №185 еще в 1936-1939 гг. В первом послевоенном периоде к этой теме вернулись вновь. В 1950—1951 гг. во ВНИИ-100 была проведена расчетно-исследовательская работа по определению возможности создания парового танкового двигателя. Однако, несмотря на положительный результат, министерство признало эту работу бесперспективной и ее прекратили.
Схема силового агрегата в составе свободнопоршневого бескривошипно-шатунного двигателя и агрегата трансмиссии (проект ВА БТВ).
Таблица 38. Основные характеристики отечественных транспортных ГТД, использованных при разработке ГТД для объектов БТВТ в 1950—1960-х гг.
Характеристики |
НАМИ-051А |
НАМИ-053 |
НАМИ-053А1 |
ГАЗ-99 |
ГТД-350 |
ГТД-3 |
НИИД |
Год разработки |
1958 |
1958 |
1959 |
1957 |
1959-1961 |
1957-1960 |
1961-1962 |
КБ-разработчик |
НАМИ |
НАМИ |
НАМИ |
ГАЗ |
ОКБ-117 |
ОКБ-29 |
НИИД |
Назначение |
Танковый (проект) |
Автомобильный |
Вертолетный |
Танковый (проект) |
|||
Максимальная мощность, кВт (л.с.) |
312(425) |
257 (350) |
257 (350) |
103(140) |
257 (350) |
574 (780) |
441 (600) |
Удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с. ч) |
680 (500) |
680 (500) |
544 (400) |
457 (336) |
680 (500) |
442 (325) |
292(215) |
Температура газа перед турбиной, °С |
950 |
850 |
850 |
750 |
** |
650* |
1100 |
Расход воздуха, кг/с |
** |
** |
** |
** |
** |
4,3 |
** |
Степень повышения давления компрессора |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
3,25 |
** |
6,6 |
6,0 |
Тип компрессора, число ступеней, шт. |
Центробежный, 1 |
Центробежный, 1 |
Центробежный, 1 |
Центробежный, 1 |
Осецентробежный, 7/1 |
Осецентробежный, 6/1 |
** |
Тип турбины компрессора, число ступеней, шт. |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 2 |
Осевая, 1 |
Частота вращения вала компрессора, мин-1 |
23000 |
23000 |
** |
** |
45000 |
25200 |
** |
Тип силовой турбины, число ступеней, шт. |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 1 |
Осевая, 2 |
Осевая, 1 |
Осевая, ** |
Частота вращения вала силовой турбины, мин-1 |
15500 |
17000 |
** |
33000 |
24000 |
19000 |
** |
Тип теплообменника |
— |
— |
— |
Регенератор |
— |
— |
Рекуператор |
Степень теплообмена |
- |
— |
- |
0,70 |
— |
— |
0,65 |
Тип камеры сгорания, количество, шт. |
Кольцевая,1 |
Кольцевая,1 |
Кольцевая, 1 |
** |
Прямоточная |
Кольцевая, полупетлевая |
** |
Частота вращения выходного вала, мин -1 |
3800 |
3800 |
** |
2500 |
5900 |
** |
** |
Габариты, мм: длина ширина высота |
1630 690 710 |
1560 650 700 |
1435 690 700 |
** ** ** |
1350 522 680 |
2060 660 580 |
1200 890 420 |
Габаритный объем, м3 |
0,799 |
0,71 |
0,69 |
0,64 |
0,48 |
0,79 |
0,45 |
Масса, кг |
550 |
550 |
400 |
** |
135 |
225 |
420 |
Габаритная мощность, кВт/м3 (л.с./м3) |
391(532) |
362(493) |
373(507) |
162(220) |
535(729) |
727 (987) |
980(1333) |
Удельная масса, кг/кВт (кг/л.с.) |
1,76(1,29) |
2,14(1,57) |
1,56(1,14) |
** |
0,53 (0,39) |
0,39 (0,29) |
0,95 (0,70) |
* Приведена допустимая температура газов за турбиной при пуске двигателя. ** У авторов нет данных.