По предложению представителей Белорусского военного округа дополнительными емкостями для топлива служили два специально изготовленных бака по 170 л каждый. Баки крепились на корме танка и через систему трубопроводов включались в топливную систему двигателя. Дополнительные баки не ограничивали вращения башни при максимальном угле склонения пушки. Этот вариант увеличения запаса хода танка также не получил применения из-за использования нестандартной тары в качестве дополнительных емкостей и трудностей соблюдения технологии (бакелитирование) при изготовлении баков в войсках.
Представители завода №183, в свою очередь, предложили использовать две стандартные бочки емкостью 200 л, которые крепились к кормовому броневому листу танка Т-54 на четырех специальных кронштейнах. В ходе испытаний было установлено, что дополнительное оборудование не мешало танку преодолевать вертикальные препятствия и не ограничивало средние скорости движения машины. Установка бочек на корме танка не препятствовала доступу к агрегатам танка при их обслуживании и ремонте. Заправка топлива из дополнительных бочек в топливную систему танка производилась с помощью штатных заправочных средств обычным способом. В то же время исключались возможность применения дымовых шашек при постановке дымовых завес и поворот пушки на корму при углах возвышения пушки меньше +4°. Предложение завода №183 было рекомендовано для практического использования. При установке дополнительных топливных бочек запас хода танка Т-54 увеличился на 50%, танка Т-10 - на 44 %.
Таблица 35. Характеристики подвижности отечественных и зарубежных танков первого послевоенного периода
Марка танка |
Тип танка |
Vmax, км/ч |
Запас хода, км |
Клиренс, мм |
Рср, кПа (кгс/см2) |
Преодолеваемые препятствия |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) |
Отношение L/B |
||
ров, м |
стенка, м |
брод, м |
||||||||
СССР |
||||||||||
ПТ-76Б |
легкий |
44/10* |
370 |
370 |
50,0 (0,51) |
2,8 |
1,1 |
плавает |
11,9 (16,2) |
1,44 |
Т-44М |
средний |
57 |
440 |
430 |
84,3 (0,86) |
2,5 |
0,73 |
1,3 |
11,9 (16,2) |
1,49 |
Т-54 |
средний |
50 |
330 |
425 |
79,5 (0,81) |
2,7 |
0,8 |
1,4 |
10,6 (14,5) |
1,45 |
Т-55 |
средний |
50 |
500 |
425 |
79,5 (0,81) |
2,7 |
0,8 |
1,4 / 5** |
11,8 (16,1) |
1,45 |
Т-62 |
средний |
50 |
450 |
430 |
73,6 (0,75) |
2,85 |
0,8 |
1,4 / 5** |
11,5 (15,7) |
1,6 |
«Объект 167» |
средний |
61 |
500 |
482 |
71,6 (0,73) |
2,85 |
0,8 |
1,4 / 5** |
14,0 (19,1) |
1,61 |
«Объект 432» |
средний |
65 |
650 |
475 |
77,5 (0,79) |
2,9 |
0,8 |
1,0 / 5** |
15,1 (20,6) |
1,53 |
ИС-4 |
тяжелый |
43 |
320 |
410 |
91,2 (0,93) |
2,8 |
0,9 |
1,5 |
9,2 (12,5) |
1,75 |
Т-10 |
тяжелый |
42 |
230 |
456 |
75,5 (0,77) |
3,0 |
0,9 |
1,5 |
10,3 (14,0) |
1,71 |
Т-10М |
тяжелый |
50 |
350 |
460 |
75,5 (0,77) |
3,0 |
0,9 |
1,5 / 5** |
10,7 (14,6) |
1,71 |
США |
||||||||||
М41 |
легкий |
62 |
161 |
450 |
70,6 (0,72) |
1,85 |
0,7 |
1,2 / 5** |
15,7 (21,3) |
1,19 |
М46 |
средний |
48 |
120 |
470 |
91,2 (0,93) |
2,36 |
0,92 |
1,22 |
13,7 (18,6) |
1,5 |
М47 |
средний |
50 |
126 |
470 |
91,2 (0,93) |
2,36 |
0,92 |
1,22 |
13,5 (18,4) |
1,4 |
М48 |
средний |
50 |
160 |
395 |
82,4 (0,84) |
2,36 |
0,92 |
1,22 |
13,2 (18,0) |
1,37 |
М48А2 |
средний |
45 |
310 |
360 |
79,5 (0,81) |
2,36 |
0,92 |
1,22 |
12,7 (17,3) |
1,37 |
М60 |
основной |
48 |
500 |
460 |
85,3 (0,87) |
2,59 |
0,91 |
1,22 / 5** |
11,8 (16,1) |
1,45 |
М60А1 |
основной |
48 |
500 |
460 |
89,2 (0,91) |
3,05 |
0,91 |
1,22 / 5** |
11,3 (15,4) |
1,45 |
М103 |
тяжелый |
34 |
160 |
390 |
87,3 (0,89) |
2,3 |
0,9 |
1,2 |
10,9 (14,9) |
1,47 |
Великобритания |
||||||||||
«Центурион» Мк3 |
средний |
34 |
190 |
400 |
90,2 (0,92) |
3,25 |
0,9 |
1,45/2,9 |
9,4 (12,8) |
1,72 |
«Центурион» Мк10 |
средний |
35 |
140 |
457 |
92,2 (0,94) |
3,35 |
0,9 |
1,45/2,9 |
9,3 (12,6) |
1,71 |
«Чифтен» Мк1 |
основной |
41 |
400 |
510 |
95,1 (0,97) |
3,15 |
0,91 |
1,7/4,5 |
9,9 (13,4) |
1,63 |
«Конкэрор» Мк1 |
тяжелый |
34 |
150 |
510 |
93,2 (0,95) |
3,35 |
0,9 |
1,45/3,0 |
9,0 (12,3) |
1,55 |
Франция |
||||||||||
АМХ-13 |
легкий |
65 |
400 |
370 |
73,6 (0,75) |
1,9 |
0,65 |
0,6 |
12,6 (17,2) |
1,3 |
АМХ-30 |
основной |
65 |
500 |
450 |
75,5 (0,77) |
2,89 |
0,93 |
2,2 / 5** |
14,7 (20,0) |
1.52 |
ФРГ |
||||||||||
«Леопард-1» |
основной |
64 |
560 |
456 |
84,3 (0,86) | 3,05 | 1,15 |
2,25/4** |
15,3(20,8) |
1,56 |
Швеция |
||||||||||
Strv 103А |
основной |
60 |
340 |
500 |
88,3(0,9) |
2,3 |
0,8 |
1,5 |
11,3 (15,4) |
1,23 |
Примечания: Vmax — максимальная скорость по шоссе, Рср — среднее давление на грунт, L — длина опорной поверхности гусениц, В — ширина колеи.
* В знаменателе указана скорость на плаву.
** Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ.
В 1960 г. в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ №1 по предложению Е.Р. Урванцева разработали и изготовили мобильный одноколесный бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, предназначавшийся для транспортирования 1200 л дополнительного топлива. Прицеп прошел испытания на НИИБТ полигоне, но на снабжение принят не был, так как снижал маневренность и скорость танка.
Испытания танка Т-54 с мобильным одноколесным бронированным прицепом с емкостью для 1200 л топлива.
По отдельным показателям подвижности, таким как среднее давление на грунт, запас хода, отечественные средние танки Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-62, а тяжелые Т-10 и Т-10М - и по максимальной скорости, превосходили выпускавшиеся одновременно с ними однотипные зарубежные танки: М47, М48, М103 (США), «Центурион» и «Конкэрор» (Великобритания). Несмотря на меньшую удельную мощность, советские средние танки имели такие же максимальные и средние скорости движение, что и американские машины. Это объяснялось низким КПД и неудовлетворительной характеристикой входа гидромеханических трансмиссий американских танков. Легкий танк ПТ-76 уступал однотипным танкам АМХ-13 (Франция) и М41 (США) по величине удельной мощности, максимальной скорости движения по суше, однако оба иностранных танка не были плавающими и имели худшие показатели проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Существенный скачок в повышении характеристик подвижности новых зарубежных танков М60 (США), «Чифтен» (Великобритания), «Леопард-1» (ФРГ) и АМХ-30 (Франция) обеспечило применение в них дизельных и многотопливных (ограниченной многотопливности) двигателей, поставив эти машины по запасу хода на один уровень с отечественными танками. По величине удельной мощности на первое место вышли танки «Леопард-1» (ФРГ) и АМХ-30 (Франция). В этом отношении танку «Леопард» незначительно уступал новый отечественный танк «Объект 432», который по запасу хода все же превосходил его. Характеристики подвижности отечественных и зарубежных танков приведены в таблице 35.
Улучшение характеристик подвижности новых зарубежных танков, появившихся в середине 1960-х гг., потребовало предъявления повышенных требований к аналогичным характеристикам перспективных отечественных танков. К реализации этих требований отечественные конструкторы приступили уже во втором послевоенном периоде.