Оглавление

Тем не менее такая конструкция носовой части корпуса была использована в серийных тяжелых танках Т-10 (Т-10А, Т-10Б) и Т-10М. В конструкции броневого корпуса этих танков были применены лобовые детали значительной толщины с наличием больших углов наклона и подворота, а также гнутые нижние бортовые листы. Жесткость корытообразного штампованного (под трансмиссией — плоского) днища усиливалась вваренными в него кронштейнами балансиров. На машинах устанавливалась башня полусферической формы с большими переменными по высоте и периметру углами наклона брони и разной толщиной стенок. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого проката и вваривалась в башню.

Дальнейшее усиление броневой защиты в 1955—1958 гг. было выполнено на опытных тяжелых танках «Объект 279» и «Объект 770» (имевших боевую массу, соответственно, 60 и 55 т) за счет новых конструктивных решений и совершенствования технологии изготовления. В этих опытных танках применялся цельнолитой броневой корпус, позволявший более рационально осуществить дифференцированное бронирование с оптимальным сочетанием конструктивных углов и его конфигурацией.

Броневая конструкция лобовой части башни и носа корпуса обеспечивала защиту от 122-мм бронебойного снаряда с начальной скоростью 950 м/с, при обстреле из пушки тяжелого танка Т-10М с любой дистанции при курсовых углах до ±30° для танка «Объект 279» и до ±20° для танка «Объект 770». Литые корпуса танков обладали большей жесткостью, конструктивной прочностью, не были ослаблены сварными швами, а их изготовление с сильной дифференциацией габаритных и защищающих толщин по высоте и проекциям было мене трудоемким. Имевшийся недостаток литой брони — меньшая стойкость по сравнению с катаной броней — при больших углах расположения броневых деталей от вертикали практически не сказывался.

Конструкцию и технологию изготовления цельнолитых корпусов танков «Объект 279» и «Объект 770» разработали в ЦБЛ-1 в сотрудничестве с ВНИИ-100 и конструкторскими бюро заводов ЛКЗ и ЧТЗ. Кроме того, для опытных тяжелых танков «Объект 277» и «Объект 278» создали комбинированную конструкцию сварного корпуса с цельнолитым лобовым узлом (аналогичная конструкция комбинированного корпуса как резервный вариант была разработана и для танка «Объект 770»). Однако по экономическим причинам и необходимости перестройки технологического оборудования на заводах промышленности литые и комбинированные корпуса в крупносерийном производстве танков внедрены не были.

Несмотря на имевшийся у промышленности большой опыт по выпуску литых башен для тяжелых и средних танков (впервые в мире Советский Союз стал в массовом порядке производить литые башни в 1941 г.), первые попытки изготовить цельнолитую башню (за одно целое с крышей) оказались неудачными. Крыша башни, толщина которой была в несколько раз меньше толщины сопрягаемых с ней стенок башни, быстро затвердевала и возникавшие при этом напряжения превосходили прочность металла в массе отливки.

SuRuPzWg0364.jpg SuRuPzWg0365.jpg
Геометрическая схема комбинированного корпуса и башни танка «Объект 278». Литая часть комбинированного корпуса тяжелого танка «Объект 770».
SuRuPzWg0363.jpg 

Носовая часть корпуса тяжелого танка Т-10М.

В результате образовывались глубокие трещины на поверхности башни. Тем не менее, проведенные в дальнейшем работы по совершенствованию технологии привели к изготовлению цельнолитой башни для среднего танка Т-62.

Совершенствование броневой защиты средних танков осуществлялось путем улучшения формы броневого корпуса и башни и уменьшения их размеров. Работы в этом направлении развернулись уже в декабре 1945 г., когда ЦНИИ-48 было выдано ТТЗ на проектирование для среднего танка новой схемы броневой защиты с измененными формами корпуса и башни, утвержденное Министерством транспортного машиностроения и НТК БТ и MB. В соответствии с этим ТТЗ в 1946 г. в ЦНИИ-48 совместно с КБ завода № 183 был разработан первый, оптимальный по своей противоснарядной стойкости, вариант конструкции броневой защиты корпуса и башни для среднего танка. Согласно расчетам, при обстреле новой конструкции броневой защиты корпуса и башни немецкими бронебойными снарядами калибра 105 мм с начальной скоростью 1000 м/с, ее противоснарядная стойкость была выше по сравнению со снарядостойкостью корпуса и башни танка Т-54 обр. 1945 г.: по корпусу — в 2,5 раза, по башне — в 7 раз.

В результате дальнейших ОКР в 1947-1948 гг. в ЦНИИ-48 совместно с Ижорским заводом спроектировали и изготовили корпус и башню макета среднего танка, получившего наименование А-22. Корпус макета был собран из 100- и 150-мм броневых листов, выполненных из стали 52С, а башня отлита из вновь разработанной марки броневой стали. Его лобовая проекция обеспечивала защиту от 105-мм немецкого бронебойного снаряда с начальной скоростью 1000 м/с при обстреле с любой дальности, с различными курсовыми углами обстрела. Борта корпуса и башни не поражались 88-мм немецкими бронебойными снарядами с начальной скоростью 1000 м/с с любой дальности при курсовых углах обстрела ±60°. Удачная конструкция броневой защиты корпуса и башни обеспечили макету А-22 более высокую противоснарядную стойкость, чем броневая защита тяжелых танков ИС-4 и ИС-7.

Оглавление