Прицел ТПН-1 имел инфракрасный прожектор Л-2Г с лампой накаливания и пленочным инфракрасным фильтром. При работе с прибором ТКН-1 для подсветки местности использовался осветитель ОУ-3, а для прибора ТВН-2 - фара ФГ-10 (ФГ-100), оснащенные инфракрасными фильтрами.
Конструкция ночного прицела ТПН-1 и его оптическая схема. | Установка ночного прицела ТПН-1 в танке. |
Применение приборов ночного видения ТВН-1 и ТВН-2 обеспечивало возможность вождения танков ночью как на марше, так и в боевых условиях со скоростью 15-25 км/ч.
Приборы ТВН-2, ТКН-1 и прицел ТПН-1 выпускались в нескольких модификациях, в зависимости от типа (марки) машины, на которой они устанавливались. Выпускались следующие модификации приборов: ТВН-2, ТВН-2Б, ТВН-2БМ, ТВН-2Т, ТКН-1, ТКН-1Б и ТКН-1Т; прицела - ТПН-1, ТПН-1-22-11, ТПН-1-29-14, ТПН-1-41-11 и ТПН-1-432. Конструкция всех модификаций приборов и прицела была одинаковой. Модификации прибора ТВН-2 отличались только габаритами, способами крепления и уплотнения в шахте, прибора ТКН-1 - наличием рукояток и тяги, соединявшей осветитель с прибором, прицела ТПН-1 — расположением проушин на корпусе и рычага параллелограмма, а также различными шкалами прицеливания, соответствующими баллистике тех пушек, для которых он предназначался.
Так, например, ночные приборы ТКН-1Т, ТВН-2Т и прицел ТПН-1-29-14 устанавливались в танке Т-10М, принятом на вооружение в 1957 г., а приборы ТКН-1, ТВН-2 и прицел ТПН-1-22-11 - в танке Т-55, принятом на вооружение в 1958 г. Впоследствии ночной прибор ТКН-1 заменили прибором ТКН-1С (отличался от предыдущего встроенным блоком питания), а прибор ТВН-2 с фарой ФГ-10 (ФГ-100) - прибором ТВНО-2 (с электрообогревом головной призмы и окуляров) с фарой ФГ-125.
Одновременно с доработкой конструкции ночного прибора наблюдения командира «Узор» в КБ Загорского оптико-механического завода в 1956 г. развернулась работа по созданию комбинированного (дневного-ночного) бинокулярного смотрового прибора командира, получившего шифр «Кармин». В 1957 г. опытный танк Т-55, оборудованный прибором «Кармин», прошел испытания на заводе №183. В 1958 г. этот прибор под маркой ТКН-2 был принят на снабжение и с 1961 г. устанавливался в танке Т-62. В 1964 г. он уступил место более совершенному комбинированному прибору ТКН-3 со встроенным блоком питания электронно-оптического преобразователя. Кроме того, в оптических (дневных) ветвях прибора ТКН-3 использовались просветленные объективы, что вдвое увеличило светопропускание ветвей. Прибор ТКН-3 выпускался также в модификации, имевшей обозначение ТКН-3А, которая отличалась от базового варианта только перископичностью (260 мм).
Конструкция ночного прибора ТКН-1 и его оптическая схема. | Установка ночного прибора наблюдения командира ТКН-1 по-боевому. |
Конструкция танкового прибора ночного видения ТВН-2 и его оптическая схема. | Танковый прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2 в комплекте с блоком питания БТ-3-26 и фарой ФГ-10 (ФГ-100). |
Комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-3.
Параллельно с разработкой приборов ночного видения в 1956 г. был разработан и принят на вооружение прибор ночного видения механика-водителя БВН, предназначавшийся к установке в танки и САУ периода Великой Отечественной войны, находившиеся на вооружении Советской Армии.
Конструкция ночного прибора механика-водителя БВН и его оптическая схема. | Ночной прибор механика-водителя БВН в комплекте с блоком питания и фарой ФГ-10 (ФГ-100). |