Оглавление

Таблица 14. Основные характеристики разрабатываемых пушек для вооружения отечественных легких танков

Характеристики

85-мм пушка, утвержденная постановлением СМ СССР

90-мм пушка Д-62, предлагаемая УЗТМ иСТЗ

Начальная скорость снаряда, м/с:

 

- бронебойного

1012 -

- бронебойно-подкалиберного

-

1550

- кумулятивного

900

850

- осколочно-фугасного

975

600

Масса снаряда, кг:

- бронебойного

9,3

-

- бронебойно-подкалиберного

-

2,64/1,36

- кумулятивного

8,0

8,5

- осколочно-фугасного

9,66

12,0

Масса выстрела с бронебойным снарядом, кг

*

11,2

длина выстрела, мм

*

950

Дальность прямого выстрела, м:

- бронебойного

1170

-

- бронебойно-подкалиберного

-

1760

- кумулятивного

1000

1100

Бронепробиваемость, мм:

- бронебойного снаряда:

60°/1000 м

55

100

60°/2000 м

45

80

30°/1000 м

150

200

30°/2000 м

110

160

0°/ 1000 м

185

240

0°/2000 м

145

200

- кумулятивного снаряда:

60° / на любой дальности

150

170

30° / на любой дальности

270

290

0° /на любой дальности

300

330

* У авторов нет данных.
SuRuPzWg0097.jpg SuRuPzWg0096.jpg
Схема действия механизма удаления стреляных гильз из танка Т-62 после выстрела. Двухкамерный дульный тормоз танка Т-10А.

Клиновые затворы имели полуавтоматику механического типа, которая обеспечивала автоматическое открывание и закрывание затвора, а также выбрасывание стреляной гильзы. В танке Т-62 вместе с пушкой У-5ТС устанавливался механизм выброса стреляных гильз, для эффективной работы которого применялась полуавтоматика пружинного типа. Скорость открывания затвора была пропорциональна силе сжатия пружины и не зависела от скорости наката. Такая конструкция полуавтоматики обеспечивала постоянную скорость открывания затвора и однообразную экстракцию гильзы после выстрела.

SuRuPzWg0098.jpg SuRuPzWg0099.jpg SuRuPzWg0100.jpg
Подъемный механизм со сдающим звеном 115-мм пушки У-5ТС Однокамерный сетчатый дульный тормоз 130-мм пушки танка ИС-7. Щелевой дульный тормоз реактивного типа 122-мм пушки

В подъемных механизмах пушек использовались секторные механизмы с червячной парой и ее конусным или кулачковым сдающим звеном. При работе стабилизатора в подъемном механизме было предусмотрено устройство, расцепляющее червяк от червячного колеса. На 115-мм пушке Д-68 устанавливался гидрообъемный подъемный механизм радиально-поршневого типа, у которого вал гидронасоса был жестко связан с маховиком ручной наводки.

Противооткатные устройства танковых пушек имели ассиметричное расположение цилиндров относительно оси канала ствола, что создавало при выстреле опрокидывающий момент и снижало точность стрельбы.

На части танковых пушек для уменьшения энергии движения откатных частей, а, следовательно, импульса и силы отдачи, действующих на танк при выстреле, применялись двухкамерные, однокамерные сетчатые и поперечно-щелевые дульные тормоза. Широкое распространение получили двухкамерные дульные тормоза активного типа, которые были проще в изготовлении и обслуживании, чем другие типы. Они обладали достаточно высокой эффективностью действия и устанавливались на 122-мм танковой пушке Д-25Т (танки ИС-4, Т-10, Т-10А и Т-10Б) и 76,2-мм танковых пушках Д-56ТМ и Д-56ТС (танки ПТ-76 и ПТ-76Б).

Однокамерный сетчатый дульный тормоз, имевший меньшую эффективность действия, применялся при условии высокой устойчивости танка при выстреле, например, на 130-мм пушке тяжелого танка «Объект 260» (ИС-7) массой 68 т. Он имел большое число круглых окон, расположенных перпендикулярно к оси канала ствола и отводивших пороховые газы малыми струйками. Такая конструкция дульного тормоза позволяла уменьшить воздействие пороховых газов на танковый десант, размещенный на корпусе машины, а также обеспечить быстрое рассеивание газов после выстрела. Щелевой дульный тормоз реактивного типа устанавливался на 76,2-мм пушке Д-56Т танка ПТ-76, 122-мм пушке М-62Т2 танка Т-10М, 100-мм пушке Д-54 танка Т-62А. Щели тормоза располагались под большим углом к оси канала ствола. Щелевой дульный тормоз поглощал до 70% реактивной силы, действовавшей в направлении отката.

Оглавление