Таблица 14. Основные характеристики разрабатываемых пушек для вооружения отечественных легких танков
Характеристики |
85-мм пушка, утвержденная постановлением СМ СССР |
90-мм пушка Д-62, предлагаемая УЗТМ иСТЗ |
Начальная скорость снаряда, м/с: |
|
|
- бронебойного |
1012 | - |
- бронебойно-подкалиберного |
- |
1550 |
- кумулятивного |
900 |
850 |
- осколочно-фугасного |
975 |
600 |
Масса снаряда, кг: |
||
- бронебойного |
9,3 |
- |
- бронебойно-подкалиберного |
- |
2,64/1,36 |
- кумулятивного |
8,0 |
8,5 |
- осколочно-фугасного |
9,66 |
12,0 |
Масса выстрела с бронебойным снарядом, кг |
* |
11,2 |
длина выстрела, мм |
* |
950 |
Дальность прямого выстрела, м: |
||
- бронебойного |
1170 |
- |
- бронебойно-подкалиберного |
- |
1760 |
- кумулятивного |
1000 |
1100 |
Бронепробиваемость, мм: |
||
- бронебойного снаряда: |
||
60°/1000 м |
55 |
100 |
60°/2000 м |
45 |
80 |
30°/1000 м |
150 |
200 |
30°/2000 м |
110 |
160 |
0°/ 1000 м |
185 |
240 |
0°/2000 м |
145 |
200 |
- кумулятивного снаряда: |
||
60° / на любой дальности |
150 |
170 |
30° / на любой дальности |
270 |
290 |
0° /на любой дальности |
300 |
330 |
Схема действия механизма удаления стреляных гильз из танка Т-62 после выстрела. | Двухкамерный дульный тормоз танка Т-10А. |
Клиновые затворы имели полуавтоматику механического типа, которая обеспечивала автоматическое открывание и закрывание затвора, а также выбрасывание стреляной гильзы. В танке Т-62 вместе с пушкой У-5ТС устанавливался механизм выброса стреляных гильз, для эффективной работы которого применялась полуавтоматика пружинного типа. Скорость открывания затвора была пропорциональна силе сжатия пружины и не зависела от скорости наката. Такая конструкция полуавтоматики обеспечивала постоянную скорость открывания затвора и однообразную экстракцию гильзы после выстрела.
Подъемный механизм со сдающим звеном 115-мм пушки У-5ТС | Однокамерный сетчатый дульный тормоз 130-мм пушки танка ИС-7. | Щелевой дульный тормоз реактивного типа 122-мм пушки |
В подъемных механизмах пушек использовались секторные механизмы с червячной парой и ее конусным или кулачковым сдающим звеном. При работе стабилизатора в подъемном механизме было предусмотрено устройство, расцепляющее червяк от червячного колеса. На 115-мм пушке Д-68 устанавливался гидрообъемный подъемный механизм радиально-поршневого типа, у которого вал гидронасоса был жестко связан с маховиком ручной наводки.
Противооткатные устройства танковых пушек имели ассиметричное расположение цилиндров относительно оси канала ствола, что создавало при выстреле опрокидывающий момент и снижало точность стрельбы.
На части танковых пушек для уменьшения энергии движения откатных частей, а, следовательно, импульса и силы отдачи, действующих на танк при выстреле, применялись двухкамерные, однокамерные сетчатые и поперечно-щелевые дульные тормоза. Широкое распространение получили двухкамерные дульные тормоза активного типа, которые были проще в изготовлении и обслуживании, чем другие типы. Они обладали достаточно высокой эффективностью действия и устанавливались на 122-мм танковой пушке Д-25Т (танки ИС-4, Т-10, Т-10А и Т-10Б) и 76,2-мм танковых пушках Д-56ТМ и Д-56ТС (танки ПТ-76 и ПТ-76Б).
Однокамерный сетчатый дульный тормоз, имевший меньшую эффективность действия, применялся при условии высокой устойчивости танка при выстреле, например, на 130-мм пушке тяжелого танка «Объект 260» (ИС-7) массой 68 т. Он имел большое число круглых окон, расположенных перпендикулярно к оси канала ствола и отводивших пороховые газы малыми струйками. Такая конструкция дульного тормоза позволяла уменьшить воздействие пороховых газов на танковый десант, размещенный на корпусе машины, а также обеспечить быстрое рассеивание газов после выстрела. Щелевой дульный тормоз реактивного типа устанавливался на 76,2-мм пушке Д-56Т танка ПТ-76, 122-мм пушке М-62Т2 танка Т-10М, 100-мм пушке Д-54 танка Т-62А. Щели тормоза располагались под большим углом к оси канала ствола. Щелевой дульный тормоз поглощал до 70% реактивной силы, действовавшей в направлении отката.