Схема приточно-вытяжной вентиляции танка Т 54. | Схема продувки канала ствола пушки сжатым воздухом. |
До 1957 г. на отечественных танках для удаления пороховых газов применялась приточно-вытяжная вентиляция. Так, в танке Т-54 в крыше башни над казенной частью пушки был установлен приточный вентилятор, а в моторной перегородке — вытяжной. Эта система с повышением огневой мощи не могла обеспечивать эффективное удаление пороховых газов при стрельбе. С 1957 г. с введением системы герметизации и нагнетателя для создания избыточного давления в боевом отделении удалось значительно (на 20-40%) снизить при стрельбе концентрацию пороховых газов в зонах расположения членов экипажа.
На опытных тяжелых танках, вооруженных 130-мм нарезной пушкой, испытывалась система продувки сжатым воздухом канала ствола после выстрела. Как показали исследования, эта система не давала большого эффекта и поэтому не получила применения в серийных танках. Для удаления пороховых газов стали использоваться эжекционные устройства продувки ствола (эжекторы), установленные на стволах пушек. Эффективным мероприятием по снижению уровня загазованности явилось внедрение механизма удаления стреляных гильз из боевого отделения после выстрела и частично сгорающих гильз. Полностью сгорающие гильзы не создавались, чтобы не изменять конструкцию затвора пушки.
Первая попытка внедрения частично сгорающих гильз была предпринята на опытных танках ИС-3 и Т-10 в 1957 г. Полученные данные свидетельствовали о том, что выстрелы с частично сгорающими гильзами снижали концентрацию пороховых газов до 60% по сравнению с выстрелами с металлическими гильзами. Результаты проведенных исследований были использованы при создании боеприпасов для танков второго послевоенного поколения.
На первом этапе послевоенного развития вооружения отечественных танков (1945—1955) было признано необходимым иметь в качестве основного оружия для тяжелого танка 122-мм нарезную пушку с унитарным выстрелом и начальной скоростью снаряда, равной 1000 м/с; для среднего танка - 100-мм нарезную пушку без дульного тормоза и с начальной скоростью снаряда 1000 м/с; для легкого танка — 85-мм нарезную пушку с начальной скоростью снаряда 900 м/с. При этом сохранялась прежняя тенденция повышения могущества действия снарядов по цели и меткости стрельбы.
На этом этапе проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по установке на тяжелых танках 130-мм нарезных пушек и по разработке новых артиллерийских систем для всех типов танков. В 1958 г. на вооружение была принята 122-мм нарезная пушка М-62Т2 для установки в танк Т-10М, в боекомплект которой входили выстрелы раздельно-гильзового заряжания с бронебойным, осколочно-фугасным и бронебойно-кумулятивным снарядами. В середине 1960-х гг. для повышения эффективности основного оружия ранее выпущенных танков был создан бронебойно-подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, который обеспечивал надежное поражение брони зарубежных танков, состоявших в то время на вооружении.
Работы по совершенствованию оружия средних танков привели к созданию летом 1949 г. новой 100-мм нарезной танковой пушки Д-64Т, разработанной ОКБ свердловского завода №9. В 1951 г. на заводе №183 велась проработка установки этой пушки в опытный средний танк, получивший неофициальное заводское обозначение Т-64. Бронебойный снаряд этой пушки имел массу 17 кг и начальную скорость 1000 м/с. Для увеличения скорострельности пушка оснащалась досылателем выстрела. В августе 1951 г. связи с прекращением работ по опытному танку был выполнен эскизный проект установки этой пушки в танк Т-54, но в 1952 г. работы по этой пушке также завершились.
Дальнейшим развитием основного оружия для среднего танка стала разработанная в 1952-1953 гг. 100-мм нарезная танковая пушка Д-54 с дульным тормозом, которую установили в опытный средний танк «Объект 140», а затем в средний танк Т-62А. Бронебойный снаряд этой пушки имел начальную скорость 1015 м/с и на расстоянии 2000 м пробивал расположенную вертикально броневую плиту толщиной 200 мм. Однако пушка имела увеличенные размеры по сравнению с пушкой Д-10Т. Кроме того, артвыстрел новой пушки был длиннее, чем артвыстрел пушки Д-10Т, поэтому пришлось увеличить диаметр опоры башни, а, следовательно, и длину корпуса машины. В свою очередь это привело к изменению расположения опорных катков, необходимого для обеспечения равномерного распределения на них нагрузки.
В начале 1960-х гг. для пушки Д-54ТС был разработан бронебойно-подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном. Его начальная скорость составляла 1535 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м — 1840 м.
100-мм нарезная танковая пушка Д-54ТС (установка в танке Т-62А).