Оглавление

SuRuPzWg0060.jpg SuRuPzWg0061.jpg
Компоновка танка Strv-103 (Швеция). Схема компоновки опытного танка «Объект 906Б» с управляемым ракетным оружием (продольный разрез).

Проведенные испытания показали высокую точность наводки орудия. Было выявлено, что при таком способе наводки легче механизировать процесс заряжания пушки. Кроме того, появлялась возможность уменьшить массу машины на 500—700 кг. Однако, наряду с положительными качествами, усложнялась конструкция механизма поворота танка, появлялась необходимость в дополнительном вспомогательном двигателе, а самое главное — маневр огнем зависел от маневренности машины. Применение такого способа наводки основного оружия танка было признано нецелесообразным, и дальнейшие работы в этом направлении прекратили. Существенным недостатком такого танка в условиях современного маневренного боя была невозможность ведения прицельного огня с ходу. Кроме того, при ведении огня с места танку приходилось разворачиваться в сторону цели, подставляя противнику борт машины. Шведский танк Strv-103 так и остался единственным в мире серийным безбашенным танком, созданным после Второй мировой войны и фактически являвшимся удачной конструкцией САУ, игравшей роль истребителя танков.

В начале 1960-х гг. среди компоновочных схем с размещением всех трех членов экипажа в корпусе танка рассматривалась в качестве перспективной схема, разработанная ВНИИ-100 для среднего танка массой 36 т с полностью автоматизированным боевым отделением и дистанционным управлением комплексом вооружения. Отделение управления имело мощную стальную броневую защиту (толщина лобовой брони в горизонтальном сечении — 350 мм) и защиту от проникающей радиации за счет применения подбоя. Броневая защита башни и остальной части броневого корпуса рассчитывалась на обеспечение защиты от воздействия только артиллерийских снарядов. На танке предполагалось установить 115-мм гладкоствольную пушку с боекомплектом 40 выстрелов, из которых 20 выстрелов находилось в автомате заряжания. В кормовой части корпуса устанавливался дизель мощностью 515 кВт (700 л.с.), при этом максимальная скорость танка должна была достигать 65—70 км/ч.

В связи с расположением всех членов экипажа в корпусе такая компоновочная схема давала возможность значительного усиления его защиты от оружия массового поражения. Кроме того, за счет резкого дифференцирования броневой защиты появлялись возможности создания резервов по массе машины. Компоновочная схема не была реализована в металле, однако ее не отнесли в разряд неперспективных схем. По мере усовершенствования танковых управляемых ракет, механизмов их заряжания и систем наведения в цель танки с расположением членов экипажа в корпусе стали разрабатываться как истребители танков с управляемым ракетным оружием.

Большой объем НИОКР был выполнен конструкторскими бюро по исследованию компоновочной схемы «все в башне» на опытных танках: легких «Объект 906Б» с управляемым ракетным оружием и «Объект 911Б» (Волгоград), и среднем танке с управляемым ракетным оружием «Объект 775» (Челябинск). Перенос рабочего места механика-водителя из носовой части корпуса во вращающуюся башню позволял не только значительно уменьшить высоту танка, но и коренным образом улучшить условия работы механика-водителя. Вместо узкого сектора наблюдения у него появлялась возможность кругового обзора. При обнаружении цели, находясь в башне, он мог самостоятельно, не ожидая указаний командира, управлять танком так, чтобы подставлять противнику лобовую часть танка, защищенную лучше остальных сторон.

SuRuPzWg0062.jpg

Продольный разрез.

SuRuPzWg0063.jpg SuRuPzWg0064.jpg
Поперечный разрез по боевому отделению. Поперечный разрез по отделению управления.

Схема компоновки танка с размещением экипажа в корпусе.

Оглавление