В 1954 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и приказом министра обороны СССР в г. Бронницы Московской области был образован Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники. Он был организован путем объединения созданных ранее НИИ по колесным и гусеничным артиллерийским тягачам и транспортерам и Научно-исследовательского и испытательного автомобильного полигона. Институт являлся головной организацией по разработке конструкций специальных колесных шасси6 для транспортирования ракет стратегического и оперативно-тактического назначения, многоцелевых колесных и гусеничных машин, а также двухзвенных транспортеров.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 июня 1948 г. в Ленинграде началось создание головного отраслевого Всесоюзного научно-исследовательского танкового и дизельного института (ВНИИ-100). Дата 4 июня 1949 г. отмечается как день основания института, первым директором которого был назначен Ж.Я. Котин, возглавлявший одновременно танковое конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода. Институт наряду с научно-исследовательскими работами проводил опытно-конструкторские работы, а также в кооперации с цехами ЛКЗ изготавливал опытные образцы бронированных машин.
В связи с реорганизацией в октябре 1945 г. Наркомата танковой промышленности производство бронированных машин и комплектующих к ним было возложено на союзные наркоматы, а с апреля 1946 г. — на министерства: трансмаш, автотракторопром, тяжмаш и стройдормаш. Производство бронированных машин осуществлялось, в основном, на предприятиях, выпускавших бронетанковое вооружение и технику для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В условиях мирного времени число таких заводов было сокращено до 11, однако в то же время увеличилось число предприятий и организаций, привлекаемых к разработке бронированных машин.
Завод «Красное Сормово» (завод №112) в конце 1946 г. прекратил выпуск танков Т-34-85; производство танков Т-54 на заводе планировалось, но не организовывалось. До 1953 г. завод занимался разработкой огнеметных и командирских танков, а также систем противопожарного оборудования и ОПВТ. В феврале 1953 г. он одновременно с заводом №264 (Сталинградская судоверфь) был возвращен в Министерство судостроительной промышленности для использования по прямому назначению. Постановлением Совнаркома СССР от 14 октября 1945 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе (Уралмаш) был прекращен выпуск самоходных артиллерийских установок, и завод был перенацелен на разработку и производство оборудования для нефтегазовой, горнорудной, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения. При этом на заводе №50, входившем в комбинат Уралмаша, было сохранено конструкторское бюро для дальнейшего проведения работ по развитию самоходной артиллерии. Был прекращен выпуск гусеничных бронированных машин на Горьковском автозаводе.
Производство танков было сохранено: средних — на заводах №183 в Нижнем Тагиле и №174 в Омске (кроме того, на последний с Уралмаша было передано производство средней самоходной установки СУ-100), тяжелых — на ЧКЗ в Челябинске.
Разрушенный во время немецкой оккупации Харьковский паровозостроительный заводим. Коминтерна был частично восстановлен как танковая ремонтная база №4 2-го Украинского фронта. В октябре 1943 г. восстанавливаемому заводу был присвоен №75. В состав трудового коллектива завода вошли бывшие харьковчане, откомандированные с заводов №183 (Нижний Тагил) и №75 (Челябинск). В июле 1944 г. Харьковский завод №75 был возвращен в систему НКТП, а в августе 1944 г. из Кирова в Харьков был переведен завод №38, большую часть которого составляли специалисты Коломенского паровозостроительного завода. В сентябре 1944 г. в Харьков из Кирова был переведен завод №38 (так в тексте - два раза завод №38, прим. ВВС), который вошел в состав восстанавливаемого завода, несколько позже (в ноябре того же года) в состав завода №75 был включен завод №222, реэвакуированный из Казахстана и занимавшийся выпуском огнеметов. В первую очередь на заводе №75 были запущены заготовительные металлургические цеха, восстановлено и модернизировано оборудование, станочный парк. Уже в конце ноября 1944 г. заводу было поручено серийное производство среднего танка Т-44, которое продолжалось до 1947 г. — до организации серийного производства среднего танка Т-54.
Филиал Опытного завода №100, образованный на территории ЛКЗ в 1944 г. после снятия блокады Ленинграда, был преобразован во ВНИИ-100 (с 1966 г. — ВНИИТрансмаш), а Опытный завод № 100 НКТП в Челябинске с 4 августа 1951 г. вошел в состав ЧКЗ на правах цеха. В конце августа того же года из состава ВНИИ-100 как самостоятельное подразделение было выделено особое конструкторское бюро тяжелых танков — ОКБТ, которое вошло в состав восстановленного танкового производства ЛКЗ.
После восстановления Сталинградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского, танковое производство на нем в первые послевоенные годы организовано не было. Стране требовалась мирная продукция — сельскохозяйственные трактора. С передачей заводу серийного производства легкого плавающего танка ПТ-76 на нем 28 ноября 1950 г. было организовано Специальное конструкторское бюро.
6 Шасси боевой колесной машины — совокупность сборочных единиц машины, определяющих показатели ее подвижности, несущей способности и полезной нагрузки и обеспечивающих возможность создания семейства машин различного назначения. Оно включает корпус (или несущую часть бронированного корпуса), силовую установку, трансмиссию, ходовую часть и различное оборудование, обеспечивающее его функционирование.
7 Для обозначения заводов оборонной промышленности с 1 октября 1927 г. было введено название «почтовый ящик» с указанием его номера. В 1935 г. дополнительно ввели номера заводов, которые были отменены с 1 июля 1949 г. Наименования почтовых ящиков, но с новой (литерной) системой обозначения, например п/я А-1495, сохранялись до середины 1989 г., после чего применялись только открытые наименования предприятий.