Уважаемые читатели! Многие из вас, очевидно, хорошо знакомы с двумя томами справочного издания «Отечественные бронированные машины. XX век» (Т. 1. — 2002 г., Т.2. — 2005 г.).
К сожалению, авторский коллектив (в состав которого ранее входили также А. Г. Солянкин и И. Г. Желтов), работавший над 3-м томом, распался. Поэтому на страницах журнала «Техника и вооружение» мы предлагаем вашему вниманию собственную работу, являющуюся продолжением данной темы и посвященную отечественным бронированным машинам, созданным в период с сентября 1945 г. до конца 1965 г.
Мы рассмотрим машины серийного производства, а также образцы, выполненные лишь в единичных экземплярах и макетах. Все машины сгруппированы по типам и классифицированы в соответствии с рассматриваемым периодом. В краткой истории развития представлен анализ развития основных боевых свойств бронированных машин. Главное внимание уделено танкам. Для каждой серийной машины и опытного образца приведены описания общего устройства и наиболее оригинальных и интересных компоновочных и конструктивных решений. Наиболее важные боевые и технические характеристики основных серийных машин и самых интересных опытных образцов приведены в таблицах.
При подготовке данной публикации были использованы открытые материалы Центрального Государственного архива народного хозяйства, Центрального архива МО РФ, ГАБТУ МО РФ, бывшей Военной академии бронетанковых войск, Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Музея Уралвагонзавода и УКБТМ, а также данные из личных архивов авторов и других источников, указанных в списке литературы.
Авторы выражают особую благодарность и большую признательность старейшему сотруднику отрасли Игорю Вадимовичу Баху за оказанную им помощь при подготовке и редактировании рабочих материалов, а также В.В. Поликарпову и Е.И. Прочко за консультации и фотоматериалы. Часть материалов была предоставлена А.Г. Солянкиным и И.Г. Желтовым.
Чертежи и схемы выполнены М.В. Павловым и И.В. Павловым. Кроме того, использованы отдельные чертежи и фотоматериалы, предоставленные В. Мальгиновым и А. Кощавцевым.
После разгрома нацистской Германии и империалистической Японии в 1945 г. советский народ приступил к восстановлению народного хозяйства, разрушенного во время войны. Мирное строительство в нашей стране проходило в условиях сложной международной обстановки, связанной с созданием агрессивных военных блоков, направленных, прежде всего, против Советского Союза. Поэтому одновременно с восстановлением и развитием народного хозяйства требовалось укреплять обороноспособность страны и постоянно повышать боевую мощь Советской Армии. Большое внимание уделялось танковым войскам как главной ударной силе Сухопутных войск, поскольку танки оставались самым эффективным средством ведения боевых действий в современной войне.
После Великой Отечественной войны отечественные танки выпускались в большом количестве и продолжали непрерывно совершенствоваться. В первые два послевоенных десятилетия Советский Союз по-прежнему имел самый многочисленный в мире танковый парк, а Т-54, Т-55, Т-62, ИС-3 и Т-10 (Т-10М), показанные во время военных парадов на Красной площади в Москве, по признанию иностранных специалистов, являлись эталоном для развития зарубежных танков. Одновременно с совершенствованием танков шло создание отечественных боевых бронированных машин других родов войск. Учитывая, что основу отечественных бронированных машин, как и прежде, составляли танки, можно выделить два периода развития бронированных машин второй половины XX века. Первый период охватывает время с момента окончания Второй мировой войны до принятия на вооружение Советской Армии в середине 1960-х гг. среднего танка Т-64 (предшественника первого отечественного основного танка Т-64А) и боевой машины пехоты БМП-1. Ко второму периоду относятся образцы, созданные с середины 1960-х гг. до конца века. В соответствии с этими периодами различают отечественные танки первого и второго послевоенных поколений. В зарубежных странах, имевших на вооружении армии танки собственной разработки, принята иная периодизация поколений послевоенных национальных танков и других бронированных машин, созданных после Второй мировой войны.