Минный трал КМТ-9, установленный на БМР-2 и БТС-4.
Минный трал КМТ-9.
В 1989 г. был создан экспериментальный образец облегченного комбинированного минного трала «Переспрос» («изделие 291») для оснащения Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, БМР-2 и БТС-4А. Он получил предварительное обозначение КМТ-9 и предназначался для траления противотанковых противогусеничных мин с нажимными взрывателями и мин с неконтактными магнитными взрывателями, установленных в грунт или на грунт (снег), в том числе и в плотный (каменистый).
Трал «изделие 291» состоял из катковых секций, тяговой рамы, корчевателей, сцепного устройства, системы догрузки рабочих органов, электромагнитного трала ЭМТ, кассеты ПС и прибора обозначения прохода ПОП.
В этом образце были устранены все недостатки трала «Парнас»: увеличен ресурс элементов рабочих органов, внедрено автоматическое сцепное устройство с пневмоприводом, штатно установлены ЭМТ и усовершенствованная система обозначения проделанных проходов (в отличие от предыдущих вариантов, обозначался не только створ прохода, но и края безопасных колей красящим составом).
Испытания опытных образцов трала «Переспрос» опытной партии проводились в период с 1989 по 1990 г. в 40-й армии на территории Афганистана. Решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для ограниченного применения в условиях горной местности с линейными танками и БМР.
Следует отметить, что исследования в области создания средств преодоления минных заграждений велись и ведутся за рубежом, а сравнение существующих конструкций показывает, что отечественные минные тралы по своим основным показателям не уступают лучшим зарубежным аналогам.
Известно, что в современных средствах преодоления используется рабочее тралящее оборудование механического, взрывного и неконтактного принципа действия. Эти принципы изучены достаточно полно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на их основе в ближайшее время не представляется возможным осуществить качественный скачок в конструкции минных тралов. Необходимо проведение фундаментальных исследований по поиску новых физических принципов траления или средств и способов формирования физических полей боевых машин. Перспектива видится в создании средств траления, имитирующих физические поля объектов вооружения и военной техники, а также систем дистанционного обнаружения и уничтожения отдельных мин.
Характеристика трала |
«изделие 268» |
Усовершенствованный КМТ-6 |
Тралящее устройство для ИМР |
«Урал-3» |
«Парнас» |
«Переспрос» |
Скорость траления, км/ч |
20 |
- |
- |
15 |
До 20 |
3-5 |
Транспортная скорость, км/ч |
- |
- |
- |
- |
До 40 |
До 25 |
Усилие, кгс |
— |
200 |
250x300 |
До 1200 |
1900 |
1900 |
Ширина траления, мм |
2x430 |
2x600 |
2x1500 |
2x640 |
2x600 |
2x800 |
Глубина траления, мм |
- |
250 |
500 |
- |
- |
- |
Вес трала, кг |
2800 |
800 |
1200 |
4500 |
3450 |
4050 |
Тип оснащаемых машин |
БМП-2, БТР-80 |
Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 |
ИМР, ИМР-2, ИМР-2М |
Т-54, Т-55, Т-62 |
Т-54, Т-55, Т-62 |
Т-55, Т-62, Т-72, Т-80 |
Танки Т-62 и Т-72, оснащенные тралом КМТ-9.