А.В. Виноградов, д.т.н., А.С. Макаренко
(НИИЦ СИВ ФГУ «3 НИИ Минобороны России»)
Использованы фото из архивов авторов и М. Павлова.
Специфический вид вооружения, к которому относятся минные тралы, появился как средство борьбы с противотанковыми инженерными минами и совершенствовался параллельно с развитием минного оружия и минно-взрывных заграждений (МВЗ).
Массовое применение во всех войнах и вооруженных конфликтах инженерных мин, ведение «наземной минной войны» с неизбежностью вызывает необходимость разработки новых и совершенствования существующих средств преодоления МВЗ. Изменение характера боевых действий, средств вооруженной борьбы на каждом этапе их развития приводило к уточнению оперативно-тактических требований к средствам преодоления МВЗ, что довольно четко просматривается в исследованиях и анализе ранее выполненных работ по созданию этих средств. Следует отметить, что совершенствовались не только сами тралы, но и терминология — противоминные тралы с середины 1950-х гг. стали называться минными.
Представленный цикл статей посвящен истории создания и развития отечественных средств преодоления МВЗ. Изложены сведения о минных тралах для боевых машин (танков, БМП, БТР и т.д.) Сухопутных войск. Отражены основные этапы развития минных тралов и описываются отдельные группы средств, созданные для конкретных условий боевой обстановки.
При подготовке этих статей использовались архивные материалы периода 1940—1980-х гг., а по более ранним образцам систематизировались сведения, в разрозненном виде опубликованные в ряде открытых источников.
Широкое применение МВЗ во время Первой мировой войны вызвало острую необходимость в средстве, которое максимально снизило бы влияние минных полей на темп продвижения бронетанковых войск и уменьшило бы их потери. Таким средством стал новый вид вооружения, монтируемый на танке, — противоминный трал.
Вопросам создания средств преодоления МВЗ в нашей стране уделялось значительное внимание. Однако первоначально работы носили поисковый характер, включающий в себя проверку всевозможных принципов траления мин с механическими взрывателями. В решении этой проблемы принимали активное участие сотрудники Военно-инженерной академии, предложившие первую систему инженерного вооружения, утвержденную в 1930 г.
Работы по созданию противоминного трала в Советском Союзе были начаты в 1932—1934 гг., но до начала Второй мировой войны они не получили должного развития. Были разработаны и экспериментально проверены различные конструкции противоминных тралов для линейных танков: ножевой, бойковый и катковый. В создании этих средств принимали участие Е.Л. Грубин, Н.Ф. Быстриков, П.И. Кирсанов и другие.
Все тралы были колейными и тралили полосу местности впереди гусениц танка путем срабатывания мин (бойковый и катковый тралы) или выкапывания мин и отвода их в сторону (ножевой трал).
Первые опытные образцы ножевого трала были созданы для танка Т-26.
Ножевой противоминный трал для танка Т-26 изготовили в октябре 1932 г. на Петрозаводе в г. Ленинграде.
Опытный образец трала представлял собой две отдельные секции, работающие совместно.
Противоминный трал ножевого типа, установленный на танке Т-26 (вариант №1).