Оглавление

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ПАВЛОВИЧА СТЕПАНОВА

StepanAP001.jpg

С прискорбием сообщаем, что ушел из жизни Алексей Павлович Степанов - большой ученый, многие годы активно сотрудничавший с нашим журналом и входивший в состав его редколлегии.

Родился Алексей Павлович в Москве в 13 октября 1921 г. После окончания средней школы поступил в МВТУ, с первого курса которого его призвали на службу в Красную Армию. В общей сложности он отдал армии 37 лет.

Служба его началась с должностей башенного стрелка и командира бронемашины БА-10 в 241-м отдельном автобронебатальоне 9-й мбр 17-й армии Забайкальского военного округа. Будучи уже офицером, в 1944 г. А.П. Степанов поступил на учебу в Военную академию БТ и MB на инженерный факультет. В 1951 г. он поступил в адъюнктуру кафедры автомобилей и бронетранспортеров Академии.

Значительная часть экспериментальных исследований при подготовке А.П. Степановым кандидатской диссертации была выполнена во взаимодействии с СКБ ЗИЛ, создававшим плавающий автомобиль ЗИЛ-485. После успешной защиты диссертации Алексей Павлович стал преподавателем кафедры, продолжив трудиться в блестящем коллективе ученых, основателями которого являлись отец советской автомобильной науки академик Е.А. Чудаков и его ученик Г.В. Зимелев.

В 1961-1963 гг. А.П. Степанов, став начальником НИЛ-113 при кафедре, активно руководил работами совместно с КБ Кутаисского автозавода по созданию четырехосных плавающих БТР «Объект 1015» и «Объект 1015Б» и шасси «Объект 1040» для ЗРК «Оса».

В 1976 г. завершилась служба А.П. Степанова в Советской Армии. Он был уволен в запас с должности заместителя начальника кафедры по возрасту. В том же году поступил на кафедру тягачей и амфибийных машин МАДИ. В 1979 г. защитил докторскую диссертацию, а в 1981 г. ему было присвоено ученое звание профессора.

На полигоне МАДИ с участием А.П. Степанова проводились исследования водоходных качеств модели ЗИЛ-4906. Несколько позже в МАДИ передали автомобиль ЗИЛ-132П, на котором проходили исследования водоходных свойств машины, а также работы по установке реактивного двигателя.

В 1980 г. состоялись совместные исследования по улучшению водоходных свойств вездехода ПЭУ-Р, оборудованного реактивным двигателем АИ-25ТЛ. По предложению А.П. Степанова машину оснастили подводным крылом, задающим ей оптимальный дифферент и гасящим образующуюся при движении волну. ПЭУ-Р, оснащенная подводным крылом, при работе реактивного двигателя развивала скорость 14 км/ч.

С 1984 по 1990 г. Алексей Павлович заведовал кафедрой тягачей и амфибийных машин. При его непосредственном участии специализацией кафедры стали амфибийные машины. В результате его многолетней и плодотворной деятельности сложилась научная школа проектирования машин такого типа. Стоит отметить, что по заданию ОГК-СКБ ЗИЛ кафедра тягачей и амфибийных машин МАДИ под руководством А.П. Степанова проводила исследования наиболее характерной местности в европейской части России (характер рек, береговой линии, грунтов), необходимые для проектирования колесных амфибийных машин; исследования амфибийных машин на циркуляцию и др. работы.

В 1986 г. за успехи в научно-педагогической деятельности А.П. Степанов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, он был удостоен почетными наградами Министерства высшего и среднего образования СССР и ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ». С 1990 г. Алексей Павлович продолжил работу на кафедре в должности профессора.

А.П. Степанов активно участвовал в организации учебного процесса и НИР в МАДИ. Являлся председателем ученого совета конструкторско-механического факультета МАДИ и руководителем постоянно действующего научно-технического семинара по машинам высокой проходимости. Многие годы входил в ученые советы Академии БТВ, МВТУ им. Баумана, МАДИ и НАТИ по защите кандидатских и докторских диссертаций. А.П. Степанов также известен как автор многочисленных научных основополагающих трудов в области вездеходных и амфибийных машин, учебников и учебных пособий. Так, по результатам исследований в 2007 г. им издана не имеющая мировых аналогов монография «Проектирование амфибийных машин».

Читателям нашего журнала Алексей Павлович хорошо знаком по циклу, посвященному амфибийным машинам мира, по статьям о перспективных конструкциях БМП и других боевых машин, а также ряду других материалов.

Редакция и авторский коллектив журнала «Техника и вооружение» выражают самые искренние соболезнования родным и близким Алексея Павловича Степанова.

Оглавление