Тяжелый танк КВ-85. | Тяжелый танк ИС-85 (ИС-1). |
Постановлением ГКО №4043сс от 4 сентября 1943 г. танки КВ-85 и ИС-85 были приняты на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением Опытный завод №100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 г. танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября - артсамоход ИС-152 на его базе.
Предусмотренный постановлением ГКО срок был по нынешним меркам нереально коротким - менее 1,5 месяцев. Поэтому все последующие события развивались с немалой долей авантюризма и отчаянного риска.
Готовой 122-мм пушки в танковом варианте в то время еще не было. Однако существовала 122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931/37 г., успешно боровшаяся с «тиграми». Использование этой пушки в качестве танковой требовало ее серьезной переделки - разработки новой (круглой) люльки, противооткатных устройств, дульного тормоза, подъемного механизма.
С целью ускоренного выполнения этих работ артиллерийскому КБ завода №9 была по указанию Ж.Я. Котина направлена с опытного завода №100 конструкторская документация на башню танка ИС-85. Конструкторы завода №9 выполнили эскизный проект установки в эту башню еще не существовавшего танкового варианта пушки А-19.
Подхватив эти эскизные материалы, Ж.Я. Котин повез их в Москву наркому танковой промышленности В.А. Малышеву. Материалы очень понравились наркому, были немедленно доложены И.В. Сталину и одобрены им.
И тогда случилось невероятное. По бумажным эскизным проработкам, без какой-либо минимальной опытной проверки танк ИС со 122-мм пушкой был постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 г. принят на вооружение Красной Армии!
Получив такой огромный аванс, Котин решил назначить ведущим конструктором проекта именно Н.Ф. Шашмурина, к тому времени одного из сильнейших танковых конструкторов завода №100. Потребовались все те исключительные качества, которые были присущи Шашмурину как руководителю работ - его неуемная энергия, высочайшая техническая грамотность, способность «заразить» своим энтузиазмом всех соисполнителей, распознать и поддержать их наиболее талантливые конструкторские решения.
Тем же постановлением от 31 октября 1943 г. №4479 заводу №9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 г. танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно требовалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 г.
Параллельно с созданием такого орудия, получившего впоследствии наименование Д-25Т, Шашмурин с руководимыми им конструкторами буквально на ходу разрабатывал рабочие чертежи танка с этим орудием. Умение Шашмурина наладить такое тесное, неформальное и оперативное взаимодействие двух конструкторских бюро решило исход дела и позволило выполнить работу в установленные сроки. При этом в конструкции нового танка Шашмурин аккумулировал все то лучшее, что к этому времени создали наши разработчики - утолщенные литые башню, лобовую деталь и подбашенную часть корпуса, малогабаритные ПМП конструкции А.И. Благонравова, разумеется, торсионную подвеску и другие технические достижения, упоминавшиеся ранее.
О совершенстве конструкции танка ИС-122 свидетельствует такой убедительный факт: будучи на 11 т легче немецкого «Королевского тигра», он в 1,5 раза превосходил его по эффективности бронезащиты.
И вот, опытный танк ИС-122 изготовлен в металле. Государственные испытания нового детища Шашмурина прошли успешно. С начала 1944 г. развернулось серийное производство танков ИС-122 под маркой ИС-2. В связи с этим производство танков КВ-85 после выпуска 143 единиц и танков ИС-85 (ИС-1) после выпуска 107 единиц было прекращено.
Однако работа Шашмурина над танком ИС-2 продолжалась. В течение 1944 г. была проведена его модернизация. С целью дополнительного повышения защитных свойств бронекорпуса его лобовая часть стала наклонной, без излома, а смотровой люк механика-водителя заменили смотровой щелью, закрытой стеклоблоком. Часть танков оснащалась зенитной установкой 14,5-мм пулемета ДШК на командирской башенке. По поручению Шашмурина разработку этой установки в весьма короткие сроки выполнил молодой талантливый конструктор П.П. Исаков (ставший впоследствии главным конструктором ОКБ ЧТЗ).
Танки ИС-2 в войсках с самого начала заняли особое место. Об этом свидетельствует тот факт, что отдельным тяжелым танковым полкам, на вооружение которых они поступали, уже при формировании присваивалось наименование «гвардейских».
Впервые танки ИС-2 получили боевое крещение в январе-феврале 1944 г. в Корсунь-Шевченковской операции. В последующем танки ИС-2 участвовали во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной войны. Символично, что именно этот танк установили на постамент в Карлсхорсте под Берлином, где 9 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
В феврале 1946 г. за выдающиеся достижения в деле создания новых образцов бронетанковой техники в плеяде наших выдающихся танковых конструкторов Николая Федоровича Шашмурина вторично удостоили Сталинской премии.
Тяжелый танк ИС-2.