Сергей Суворов, кандидат военных наук, эксперт по бронетанковой технике
Фото предоставлены 000 «ВПК».
В последние годы во многих странах получили распространение бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах, фугасах или самодельных взрывных устройствах. Их стали разрабатывать в соответствии с принятой за рубежом программой MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошими показателями баллистической защиты.
В нашей стране разработка подобной машины была инициирована в 2004 г. руководством Внутренних войск МВД России на основе анализа действий силовых структур на Кавказе, когда в условиях «вялотекущего» военного конфликта основная масса потерь личного состава происходила в результате нападений бандформирований на автомобильные колонны. Использование для сопровождения таких колонн БТРов, БМП и даже танков — мера действенная, но затратная и вынужденная. Дело в том, что ресурс штатной бронетанковой техники ограничен и несопоставим с ресурсом автомобилей. Более того, в ряде регионов местные власти ввели жесткие ограничения на передвижения по дорогам общего пользования боевой техники, особенно на гусеничном шасси.
Таким образом, возникла острая необходимость в создании специальной бронированной машины с высоким уровнем баллистической и противоминной защиты, но являющейся полноправным участником дорожного движения. Попытки создания такого бронированного автомобиля методом «одевания» в броню серийных «УРАЛов» и «КамАЗов» давали возможность сэкономить средства, но не привели к нужным результатам.
Первый опытный экземпляр отечественного аналога MRAP спроектировали конструкторы «Военно-инженерного центра» (входит в периметр управления ООО «ВПК») совместно со специалистами кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана и ФКУ НПО «Спецтехника и связь» МВД России (НПО «СТиС» МВД РФ) по заказу Внутренних войск МВД России. В рамках ОКР «БТР-ВВ» ими была разработана и появилась в 2008 г., как говорится, в металле, бронированная машина ВПК-3924 СПМ-3, получившая название «Медведь». Ведущим конструктором от ООО «ВИЦ» первоначально был Станислав Валерьевич Анисимов, затем работу продолжил Михаил Юрьевич Киреев (он же руководил программой модернизации БРДМ-2 — БРДМ-2А). Коллектив конструкторов кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана возглавил Александр Анатольевич Смирнов. Одной из основных целей ОКР являлось достижение уровня защиты машин, создаваемых за рубежом по программе MRAP.
Специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», как показалось многим при первом знакомстве с опытным образцом, а представляет собой принципиально новую разработку.
СПМ-3 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, при выполнении задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам ФСБ России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, и обеспечивает защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.
При создании новой машины конструкторы использовали технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения ГИБДД. В обитаемом отсеке могут разместиться семь полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания личного состава группой, под прикрытием машины.
В трансмиссии использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «УРАЛ», что обеспечивает высокую надежность, большой автомобильный ресурс (250000 км, ресурс двигателя — 800000 км), простоту и удешевление эксплуатации и ремонта. Благодаря использованию мощного (300 л.с.) серийно выпускаемого дизельного двигателя ЯМЗ-7601 и независимой торсионной подвески на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами и передним стабилизатором поперечной устойчивости (ход колеса 300 мм), унифицированной с БТР-90, машина обладает высокой скоростью движения по бездорожью, проходимостью и плавностью хода. СПМ-3 действительно уникальна: ей не страшны ни бездорожье, ни шквальный огонь. Только кажется, что для машины массой в 12 с лишним тонн бетонные балки, ямы, непроходимая грязь, крутые подъемы и косогоры — непреодолимы: с небывалой легкостью и изяществом она оставляет их позади.
Первый опытный образец бронированного автомобиля ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь». |
Так стал выглядеть второй опытный образец бронированного автомобиля ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь». |