Стрелковое вооружение самолетов фронтовой авиации 1970-х гг. (слева направо): пулемет А-12,7, пушки ГШ-23, НР-23 и НР-30, далее — реактивные снаряды типа С-8 и С-5. | Техническая команда готовит вооружение Су-7БМК индийских ВВС, хотя для подачи ленты предназначался специальный лоток. Чаще ее укладывали вручную, волоча прямо по борту самолета. |
Размещение крыльевых пушек самолета Су-7Б: 1 — экран; 2 — надульник пушки; 3 — труба вентиляции; 4 — пушка НР-30; 5 — переднее крепление пушки; 6 — клапан перезарядки; 7 — звеньесборник; 8 — патронный рукав левой пушки; 9 — патронный рукав правой пушки; 10 — жалюзи вентиляции пушечного отсека; 11 — заднее крепление пушки; 12 — электроспуск; 13 — расходный воздушный баллон. | Пушка НР-30 на истребителе-бомбардировщике Су-7БМ. Для защиты от коррозии дульная часть ствола орудия хромировалась. |
Требования размещения необходимого боезапаса для скорострельной НР-30 при достаточно крупных патронах (масса патрона 840 г, звена — 105 г) вызвали оригинальные компоновочные решения пушечной установки: на смену объемистым патронным ящикам пришли рукава подачи лент, вытянутые вдоль по размаху крыла на МиГ-19 и компактно опоясывающие фюзеляж на МиГ-21Ф, Су-7Б и Су-17. Пушка обладала изрядной отдачей порядка 6 т, для снижения воздействия которой ввели амортизированное переднее крепление, снижавшее усилие отдачи на четверть, до 4,5 т. Другим новшеством стало хромирование дульной части ствола, более устойчивое к коррозийному действию пороховых газов.
Однако применение газового накатника привело к усложнению эксплуатации пушки вследствие оседающего в полостях и на деталях нагара пороховых газов, требующих регулярной переборки и чистки. Кроме того, для предотвращения взрывоопасной концентрации пороховых газов в отсеках самолета, где устанавливалась пушка, потребовалось их оснащение жалюзи и воздухозаборниками принудительного проветривания. На практике повышенные требования к обслуживанию и чувствительность к загрязнению пушки с газоотводом (при гораздо более частых стрельбах, чем из АМ-23 на бомбардировщиках) время от времени приводили к отказам вооружения — заклиниванию затвора и снарядов, после чего их требовалось выбивать, а то и извлекать по частям.
При высокой скорострельности НР-30 и больших количествах извергаемых орудием дульных газов встал вопрос об оснащении пушки достаточно эффективным локализатором. Его устройство естественным образом зависело от особенностей установки оружия на конкретном типе самолета. Особенно много хлопот вызвало оборудование локализаторами пушек НР-30 на истребителях МиГ-19, где на разных сериях и модификациях машины последовательно отрабатывались несколько моделей дульных устройств, включая довольно внушительные агрегаты (впрочем, некоторые модификации МиГ-19 вовсе были их лишены). На истребителях-бомбардировщиках Су-7Б, напротив, пушки хоть и размещались аналогичным образом в крыле, но их дульные срезы находились на довольно значительном удалении от воздухозаборника (4200 мм против 1750 мм у «коротконосого» МиГ-19), что снимало проблемы с обеспечением устойчивой работы двигателя при стрельбе. В результате пушки на «сухих», где в традициях фирмы было уважение к чистоте аэродинамики и весовой культуре, обходились без локализаторов с их массивными «набалдашниками».