Оглавление

ОРУЖИЕ БЛИЖНЕГО БОЯ

Виктор Марковский

Иллюстрации предоставлены автором

RuAviGun001.jpg

Всякий раз, когда говорят о том или ином летательном аппарате, обращают внимание на его летные характеристики, особенности конструкции, ракеты и электронику. Как правило, стрелково-пушечное вооружение остается в тени. Тем не менее для современного боевого самолета пушка является «личным оружием бойца» — оружием, которое всегда с тобой и всегда готово к бою.

Среди авиационного вооружения пушки занимают особое место. Такие их свойства, как универсальность применения, постоянная готовность к стрельбе, неподверженность воздействию помех новомодных систем РЭБ, медленное моральное старение и относительно невысокая стоимость позволяют пушкам на протяжении многих лет успешно конкурировать с другими видами вооружения.

Накопленный в ходе Второй мировой войны опыт применения стрелково-пушечного вооружения в послевоенный период был широко использован при совершенствовании уже имевшихся на вооружении и при разработке новых артиллерийских систем. Первые их образцы, созданные в конце 1940-х — начале 1950-х гг., представляли собой улучшенные модели военного времени.

Основными создателями авиационного стрелково-пушечного вооружения в те годы являлись тульское ЦКБ-14, находившиеся в Москве ОКБ-15 и ОКБ-16, а также предпринимавшее свои работы в этом направлении ОКБ-575 механического завода в Коврове. Наиболее опытным представлялся коллектив тульских оружейников, образованный организационно еще в 1927 г. как Проектно-конструкторское бюро ручного оружия (ПКБ) при Первых тульских оружейных заводах. В 1936 г. на его базе было сформировано специализированное ЦКБ-14, в котором трудились знаменитые создатели авиационного стрелкового оружия С.В. Владимиров, М.Е. Березин, А.А. Волков и С.А. Ярцев, Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров, имена которых были неразрывно связаны с их разработками — широко известными пушками и пулеметами.

Московским ОКБ-15 руководил Б.Г. Шпитальный — главный конструктор в звании академика и с неофициальным титулом «корифея советского вооружения», при 30-летнем опыте конструкторской работы обладавший звучным именем в этой области и непререкаемым авторитетом, пользовавшийся покровительством самого Сталина (даже само ОКБ-15 находилось рядом с Кремлем, в центре Москвы, на Большой Полянке). Практически все боевые самолеты военного времени несли созданное под его началом вооружение — пулеметы ШКАС и пушки ШВАК, полтора десятка лет обладавшие рекордными среди всех систем мира характеристиками скорострельности.

Во главе ОКБ-16 находился менее знаменитый молодой конструктор А.Э. Нудельман, что отнюдь не помешало его не столь маститой и основанной незадолго до войны организации стать одной из ведущих в создании авиационного стрелкового вооружения, а самому главному конструктору — истинному уроженцу Одессы, неугомонному и предприимчивому — стать четырехкратным обладателем Сталинской премии.

При столь мощной конкуренции работы ковровских конструкторов из ОКБ-575 при серийном заводе носили опытный характер: недостаточная отработанность и естественная ограниченность масштабов как проработки, так и доводочной базы при очевидной удаленности от «высшего эшелона» и влияния на принятие решений, со всей очевидностью, и не позволяли рассчитывать на большее. Само предприятие вело свою историю с января 1916 г., когда оно было образовано в качестве филиала шведской фирмы «А. Джонсон и К°» в статусе «Первого русского акционерного общества ружейных и пулеметных заводов». С 1936 г. в составе завода работало свое ЦКБ-2, тремя годами позднее объединенное с другой заводской конструкторской организацией ОКБ-2, в которой работали видные специалисты-оружейники С.В. Владимиров, И.И. Слостин и другие. На базе КБ другого предприятия Наркомата Вооружений, патронного завода в Коврове, где был сосредоточен целый ряд оружейных предприятий, в 1944 г. был создан ведущий отраслевой НИИ-61 (НИИ стрелково-пушечного вооружения авиации, НИИ СПВА). Помимо специализированных испытаний, исследований технического характера, вопросов эффективности и определения технической политики, отдел 21 института занимался и собственными проектными разработками авиационных пушек, для чего располагал и собственным достаточно хорошо оснащенным производством.

Оглавление