Оглавление

RuArDorT014.jpg RuArDorT016.jpg

Паровые катки производства Коломенского завода. 1910-1912 гг.

Итоги

В 1929 г. советский инженер А. Гусев в журнале «Война и Техника» подвел итоги применения землекопных и дорожно-строительных машин Русской армией в Первую мировую войну:

«Какие же выводы можно сделать [...]?

1. Надобность в механизации земляных работ на фронте была, причем главным образом по линии дорожных работ, а не позиционных. А потому никак нельзя считать эту потребность связанной с позиционным характером войны, - наоборот, война маневренная, которая потребует большого развития дорожных работ, выдвинет еще большие требования по механизации последних.

2.  ГВТУ оказалось к удовлетворению этой потребности совершенно неподготовленным. Снабжение носило случайный характер; отсюда - разнотипность машин.

3. Отсутствие почти до 1917 г. правильной организации этого дела и штатных единиц для обслуживания машин и вследствие этого неподготовленность личного состава, незнакомство руководящего работами технического персонала с вопросом механизации работ, -все это сорвало применение машин на позиционных работах и тормозило их применение на дорожных работах.

Необходимо озаботиться еще в мирное время не только выбором типа машин и заготовкой их, но и подготовкой кадров для их обслуживания. В военное же время должны быть организованы сразу штатные команды для этой цели. Заранее должны быть разработаны организация и порядок использования этих команд в связи с оперативными и стратегическими намерениями командования. Таскать же машины «на всякий случай» в инженерных парках и на передовых складах без постоянного обученного персонала будет бесполезным балластом для армии».

В целом с выводами Гусева можно согласиться. Отметим только лишь его чрезмерный оптимизм в отношении того, что в будущем наша армия будет нуждаться в первую очередь в дорожных машинах. К тому времени в высшем руководстве страны и РККА уже сложилось представление о стратегии будущей войны как о войне с исключительно маневренным характером боевых действий. Сказался опыт Гражданской войны. В связи с чем оснащение армии землеройными машинами для работ на позициях посчитали второстепенной задачей. Опыт Великой Отечественной войны, в которой на строительстве оборонительных сооружений преобладал по-прежнему ручной труд, доказал ошибочность этой доктрины.

На других фронтах Первой мировой войны дело обстояло несколько иначе. Практически все воюющие страны начали военные действия при отсутствии в войсках механизированной землеройной и дорожной техники, широко используя ручной труд. Германия и ее союзники до конца войны так и не смогли моторизовать свой «стройбат» на должном уровне — эта задача оказалась им не под силу. Однако, начиная с середины 1915 г., во французской и английской армиях на Западноевропейском театре военных действий темпы механизации строительных работ неуклонно росли. Большую помощь техникой союзникам оказали САСШ, но и промышленные предприятия Великобритании и Франции постепенно наращивали выпуск землеройных и дорожных машин для нужд армии. Причем, учитывая позиционный характер войны в Западной Европе, военные инженеры союзников в первую очередь занимались механизацией строительства оборонительных сооружений. Этот фактор сыграл не последнюю роль в стабилизации линии фронта на Западе и конечной победе стран Антанты.

Литература

1.  IV Международная автомобильная выставка 1913 г. - Петроград, 1915.

2. Артоболевский И.И., Благонравов А. А. Очерки истории техники в России (1861-1917). -М., 1975.

3.  Бари Э.А. Механизация строительных работ. -М..-Я, 1934.

4.  Военная промышленность России в начале XX века. 1900-1917.-М„ 2004.

5.  Гусев А. Применение землекопных машин в Русской армии в Империалистическую войну//Война и Техника. - 1929, №6.

6. Ивков Д.П. Исторический очерк Главного инженерного управления за время его существования, с 24 декабря 1862г. по 20 декабря 1913г., т.е. до переименования в Главное военно-техническое управление. — Петроград, 1915.

7. Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретева. -М.,2010.

8.  Козлов Н. Очерк снабжения русской армии военно-техническим имуществом в Мировую войну. - М..-Л., 1926.

9.  Кузнецов Н.Г. Техника и война. Очерки по современной военной технике. - Петроград, 1917.

10. Маниковский А.А. Боевое снабжение Русской армии в мировую войну. — М., 1937.

11. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. — М., 1973.

12.  Техническая энциклопедия. В 26 томах. — М., 1927-1934.

13.  Gillette H.P. Earthwork and its cost. A handbook of earth excavation. - New York, 1920.

14.  McDaniel A.B. Excavating machinery. — London, 1913.

15. Von Schwarte M. Die Technik im Weltkriege. -Berlin, 1920.

RuArDorT015.jpg

Американский траншейный экскаватор «Остин» на службе британской армии. Северо-восточная Франция, район Соммы, 1916 г.

Оглавление