Олег Скворцов
Фото из архива автора
10 мая 1940 г., в день начала германского наступления на Западном фронте, самым массовым во Франции был легкий танк сопровождения пехоты R35. Первый заказ на 300 танков «char leger modele 1935 R», или R35, был выдан фирме Renault еще 29 апреля 1935 г. Танк изначально проектировался для крупносерийного производства. Для снижения трудоемкости при изготовлении корпуса широко использовались литые детали. Цельнолитая башня, получившая собственное обозначение АРХ R, изготавливалась государственным предприятием Atelier de Construction de Puteaux, сокращенно АРХ, и устанавливалась также на танке Hotchkiss H35. Цена шасси без двигателя составляла 190000 франков, башни — 100000 франков, полностью укомплектованный танк обходился казне примерно в 500000 франков (курс франка был зафиксирован 9 сентября 1939 г. на уровне 43,8 франка за 1 доллар США).
Постепенно машина совершенствовалась. Бинокулярные смотровые приборы заменили на эпископы. В 1938 г. провели конкурс (который выиграла фирма АМХ) на лучшую конструкцию «хвоста» для удлинения танка с целью увеличения ширины преодолеваемого рва, но это приспособление получили не все R35.
С 19 мая 1938 г. по 16 февраля 1939 г. были проведены три сравнительные испытания новых подвесок для R35 нескольких фирм. Победителем вышла АМХ, предложившая подвеску с 12 сблокированными попарно опорными катками и 6 вертикальными пружинами на борт. Подвеску защищали три откидных вертикальных экрана толщиной 8 мм. Модификация танка с новой подвеской получила официальное обозначение «char leger modele 1935 R modifie 1939» (или R40, по году начала производства). Начало выпуска планировалось после изготовления 1500 R35. Но около 40 шасси R35 были выпущены сверх первоначального плана (видимо, для выполнения экспортного югославского заказа). Регистрационные номера R35 начинались с цифры 50001, номера R40 были той же серии. На сегодня известный минимальный регистрационный номер для R40 - 51549, максимальный — 51670 [1].
Штатно в башне R35 раннего выпуска устанавливались бинокулярные смотровые приборы (два боковых и один слева от пушки). На данном танке с регистрационным номером 50623 спереди установлен эпископ.
R35 поставлялись на экспорт: 50 танков 10 июля 1939 г. были отгружены в Польшу, еще 41 поставили в Румынию (парк R35 Румынии вырос до 75 танков после интернирования польского 21-го батальона легких танков). В апреле 1940 г. 54 танка R35 были поставлены в Югославию и 50 — в Турцию [1].
Оборудованный «хвостом» R35 с собственным именем «Саламандра» 21-го танкового батальона (21 е Bataillon de Char de Combat). В башне установлены эпископы.
После заключения перемирия Германия разрешила Франции оставить 30 R35 в Марокко и 95 в Сирии. Остальные R35 были либо захвачены немцами во время военных действий, либо переданы им французской армией по условиям мирного договора. При разделе французских трофеев Германия передала Италии до 140 таких танков, еще 40 продали Болгарии [1].
После этого у Германии осталось около 850 исправных и ремонтопригодных R35. Но сами немецкие танкисты почти не использовали эти танки. И причина не в том, что R35 имел одноместную башню для командира-наводчика. В конце-концов, немцы сами произвели свыше 3000 Pz.Kpfw.l и Pz.Kpfw.ll с одноместными башнями, а также приняли на вооружение танковых полков танки Н35 и Н39, имевшие унифицированные с R35 башни. Крупнейшим недостатком R35 являлось вооружение. С целью экономии на них ставили снятые с оставшихся после Первой мировой войны танков FT 17 короткоствольные (длина ствола 21 калибр) 37-мм пушки Puteaux SA 18. Это позволяло использовать имеющиеся запасы выстрелов, а также сэкономить на разработке и производстве новой пушки.
Однако для борьбы с танками старая пушка была малопригодна: SA18 использовала выстрелы с длиной гильзы всего 94 мм (для сравнения: длина гильзы немецкого выстрела для танковой пушки 3.7 cm Kw.K составляла 250 мм). Бронебойный снаряд Mle 1937 (немецкое обозначение Pzgr. 154(f)), выпущенный из SA18, на дистанции 1000 м пробивал по нормали броню толщиной 15 мм [1]. Правда, из-за низкой начальной скорости дальность прямого выстрела не превышала 400 м. Для повышения бронепробиваемости французы разработали выстрел Mle 1935, снаряд которого имел сердечник, заключенный в корпус из магниевого сплава. Однако этот выстрел могли использовать только SA 18 с модифицированной зарядной камерой «chamber 1934», которые в небольшом количестве устанавливались на Н35 [2].