Оглавление

R2V2003.jpg

Компоновка ракет Р-1 и Р-2:
1 — головная часть; 2 — бак горючего; 3 — тоннельная труба с расходным трубопроводом горючего; 4 — бак окислителя; 5 — приборный отсек; 6 — турбонасосный агрегат; 7 — камера сгорания двигателя; 8 — хвостовой отсек; 9 — аэродинамический стабилизатор; 10 — газоструйный руль.

Увеличение дальности остро поставило проблемы расширения полигона и обеспечения безопасности.

Трассу продлили на восток, в полупустынные казахские земли. Но если бы одна из Р-2 наподобие второй из запущенных в 1947 г. «Фау-2» пошла бы в сторону Саратова, почти поперек заданного направления, она могла бы натворить немало серьезных бед. Ракету Р-2 впервые оснастили средствами для аварийного выключения двигателя в полете — так называемой системой АВД.

Другой принципиально новой системой, внедренной на Р-2, стала аппаратура боковой радиокоррекции, созданная в НИИ-885 как развитие аналогичных немецких проработок. Необходимость ее применения определялась тем, что приборы автономной системы управления в составе, принятом еще на «Фау-2», определяли только угловую ориентацию и продольную скорость ракеты и принципиально не могли учесть снос ракеты в боковом направлении. Несмотря на вдвое большую дальность пусков, система радиокоррекции обеспечила точность, не хуже достигнутой на Р-1 — ± 8 км по дальности, ±4 км в боковом направлении. Но боевое применение ракет усложнилось, в структуру инженерных бригад пришлось ввести новые подразделения, обслуживавшие два пункта радиокорекции, удаленные на десятки километров от стартовой позиции. Промышленности потребовалось развернуть производство новой аппаратуры. Кроме того, при радиоуправлении диапазон допустимых направлений стрельбы сократился с 45 до 1,75°.

Для проведения испытаний Р-2 была создана новая система телеметрии «Дон», обеспечивавшая передачу по 12 непрерывным и 12 дискретным каналам.

Коллектив руководимого В.П. Глушко ОКБ-456 на двигателе РД-101 (8Д52), внешне почти неотличимом от выпускавшегося у нас под наименованием РД-100 (8Д51) исходного прототипа — двигателя «Фау-2», не только увеличил тягу на 9,8 т, а удельный импульс в наземных условиях — на 4 кгс/кг, но и укоротил свое изделие на 0,35 м и облегчил на 15 кг, доведя вес до 930 кг. Показательно, что значения тяги и удельного импульса напрямую задавались правительственным постановлением 1948 г. — для документов такого уровня это являлось непривычно подробной детализацией. Для упрощения эксплуатации жидкий перманганат натрия заменили твердым катализатором разложения перекиси водорода.

Надо отметить, что в какой-то мере Р-2 создавалась на конкурсной основе. Одновременно с работами в НИИ-88 в Подлипках по Р-2 аналогичную ракету Г-1 (Р-10), также на дальность 600 км, проектировали вывезенные в СССР немцы во главе с Гельмутом Греттрупом в филиале НИИ-88 на острове Городомля посреди озера Селигер. Они завершили свой эскизный проект к концу 1948 г.

Оба проекта предусматривали ряд общих новшеств по сравнению с «Фау-2» — отделяемая головная часть, несущие баки. Существенной переработке должен был подвергнуться двигатель: в качестве рабочего тела для турбонасосного агрегата немцы предлагали использовать газ, отбираемый из основной камеры сгорания. Электрогидравлические рулевые машинки предусматривалось заменить пневматическими.

Но главной особенностью предлагавшейся немцами ракеты было применение радиоуправления вместо автономной системы управления. Сложные приборы «Вертикант» и «Горизонт» заменялись более простыми двухстепенными гироскопами. Задача наведения ракеты решалась установленными на земле приборами на основании информации о скорости и координатах ракеты, поступавшей от радиотехнических средств, при этом на ракету передавались корректирующие команды. В целом эта схема была ближе к зенитным ракетным комплексам с радиокомандным управлением типа созданных позднее отечественных систем С-25, С-75 и С-125.

В результате Греттруп надеялся достигнуть десятикратного улучшения точности и существенного снижения стоимости ракеты. В отличие от реально созданной Р-2, удвоение дальности по сравнению с «Фау-2» достигалось на Г-1 практически в тех же габаритах и стартовом весе ракеты.

По формальным критериям качества немецкий проект был намного совершенней Р-2. Однако в сравниваемые проекты были заложены различные идеологии развития ракетной техники. Р-2 представляла собой немного «отполированную» «Фау-2», не требовала существенного изменения технологической оснастки, а ее разработка не была связана с большим техническим риском. В то время такой эволюционный путь развития был еще далек от тупика. Это подтвердила последующая разработка ракеты Р-5 — дальнейшей, еще более глубокой модернизации «Фау-2», когда удалось достигнуть дальности 1200 км, почти впятеро превысив досягаемость исходной немецкой ракеты.

Напротив, Г-1 представляла собой клубок технических новинок, при отработке которых неизбежно встретилось бы немало трудностей, и на их преодоление потребовалось бы дополнительное время. Более того, весь последующий опыт развития ракетной техники подтвердил провальный характер самой идеи создания турбонасосного агрегата, работающего на отбираемом от камеры сгорания очень горячем газе. Реально двигателестроение пошло как раз в обратном направлении. В созданных в 1960-е гг. двигателях так называемой замкнутой схемы «теплый газ» от турбонасосного агрегата поступал в камеру. Передача функций управления радиосистемам ставила комплекс в зависимость от наземных средств и делало его уязвимым от радиопротиводействия противника.

Оглавление