Оглавление

По данным А.П. Ефремова (однофамильца автора статьи [1]) — бывшего начальника отдела танковых двигателей и силовых установок 38 НИМИ МО РФ, действительная «...гарантийная наработка ГТД танка Т-80 при эксплуатации летом в условиях лессовой запыленности воздуха (согласно руководству по эксплуатации, 300 ч. - Прим. авт.) более чем втрое меньше, чем в нормальных условиях» [12] (500 ч. - Прим. авт.). Такую суровую правду о силовой установке танка Т-80 высказал человек, который по статусу был всегда предельно объективным. Таким образом, действительная гарантийная наработка ГТД в условиях лессовой запыленности воздуха должна составлять около 170 ч, а у ДД — 350 ч. Соответственно, действительный ресурс ГТД примерно 340 ч, у ДД - 700 ч.

Кроме того, в рассматриваемую таблицу включены второстепенные параметры, не относящиеся к ТТХ танков (путевой расход масла ввиду мизерности величин, как для ГТД, так и для дизеля типа В-46/В-92С2; максимальные расходы охлаждающего воздуха и воздуха двигателя; восстановление работоспособности двигателя после затопления и т.п.). Вместе с тем, отсутствуют важнейшие параметры, определяющие ТТХ и технико-экономическое обоснование создания танка: запас хода, приемистость двигателя, затраты на восстановление силовой установки, затраты на капитальный ремонт двигателя, возможность использования шасси базового танка для создания комплекса инженерных и специальных машин для различных родов войск Вооруженных Сил, стоимости производства и эксплуатации танка.

Вызывает удивление и отсутствие ссылок на литературные источники и документы (кроме двух сносок). Такие сведения можно отнести только к категории анонимных. Их использование в научных дискуссиях не корректно.

Имеет место и искажение значений ряда параметров.

Так, допустимый коэффициент пропуска пыли воздухоочистителем η для газотурбинного двигателя должен быть равен нулю. Приведенное значение η = 2% можно охарактеризовать только как «достигнутый коэффициент пропуска пыли». Низкая эффективность очистки воздуха от пыли в принятой конструкции бескассетного воздухоочистителя является крупнейшим недостатком танков типа Т-80. Доказательства этого утверждения приведены в указанном источнике [9, главы 7 и 20].

Указанные массы силовых установок не достоверны, доказательства не приведены. Объективно массы дизельных силовых установок (СУ) меньше, чем у газотурбинных СУ [9, глава 2].

В своей статье автор упорно не хочет считать элементами силовой установки: автономный агрегат питания ГТА-18А, гидрообъемную передачу в механизме поворота (в состав опытного ГТД-1250Г входит редуктор со встроенным в него гидрообъемным механизмом поворота. [13] - Прим. авт.) и даже «дополнительное» топливо. На эту серьезную ошибку авторы книги [9] указали в главе 2, но она не устранена. Хочется воскликнуть словами, сказанными Оноре Мирабо2 о Максимилиане Робеспьере3: «Это опасный человек — он действительно верит в то, что говорит» (в нашем случае - пишет. — Прим. авт.).

Еще раз напомню, что в состав силовой установки входят, кроме двигателя, все системы, без которых невозможно функционирование двигателя и выполнение тактико-технических требований к танку.

ГТД при низких температурах запускается легко, и это могло бы быть преимуществом танка Т-80У по сравнению с дизельным танком Т-90С. Но при -40°С готовность МТО к движению танка типа Т-80 наступает не ранее, чем за 25-30 мин - лимитирует низкая температура масла трансмиссии [14]. Разогрев масла трансмиссии конструкцией танка не предусмотрен. Поэтому в статье [1] содержание пункта 7 таблицы не отвечает на вопрос о преимущественной готовности танка Т-80У по сравнению с Т-90С к движению под нагрузкой.

Пункты 9, 10, 11 (удельный расход топлива, путевые расходы топлива и масла) не относятся к ТТХ танка. Их заменяет один показатель - запас хода танка.

Удивляет скудость источников, используемых А.С. Ефремовым для обоснования незначительного проигрыша газотурбинного танка дизельному по запасу хода, приведением значений путевых расходов топлива по результатам только войсковых испытаний 1985/1986 гг. «Акация». Нетрудно вычислить, что с учетом существенно большего объема топливных баков у танков Т-80У по сравнению с Т-72Б расчетный запас хода газотурбинного танка в этих испытаниях уступил дизельному всего на 13%.

А где же данные по другим испытаниям, результатам войсковой эксплуатации? Где обработка статистики? Поневоле на память приходит анекдот о медицинских исследованиях одного аспиранта в работе над диссертацией «О лечении брюшного тифа с помощью соленых огурцов». Когда первый больной выздоровел, диссертант записал: «соленый огурец блестяще помог при лечении больного брюшным тифом. Эффективность лечения — 100%». На другой день второй больной умер. Появилась новая запись: «Эффективность лечения соленым огурцом составила 50%». В своих исследованиях А.С. Ефремов, если говорить иносказательно, обошелся всего «одним огурцом». Где же научная объективность ученого?

В действительности, по запасу хода танк Т-80У проигрывает лучшим дизельным танкам весьма существенно:
- по результатам войсковой эксплуатации в (2,2-3,7) х (1200:1840) = 1,44-2,41 раза. Здесь в скобках, в первом случае, показано отношение путевых расходов топлива танков Т-80БВ (Б) к Т-72Б [9], а во втором - приведено отношение суммарных объемов топлива танка Т-72Б к Т-80У [15];
- по результатам тендерных испытаний танков в Греции в 1998 г. запас хода Т-80У составил 350 км. По этому показателю он проиграл «Леклерку» в 1,43 раза, украинскому Т-84 в 1,29 раза. Уральские танки в испытаниях участия не принимали [14].

Справка: При испытании в Малайзии в 2000 г. танк Т-90С в присутствии строгой комиссии преодолел 533 км на одной заправке топливом [14].

Пункты 18, 19, 20 (теплоотдачи двигателя, расходы воздуха через МТО и двигателя) не относятся к ТТХ танка. Пункты 18 и 19 заменяют требование Заказчика об отсутствии ограничений мощности двигателя при температурах окружающей среды ± 40°С.

ГТД-1250 танка Т-80У оснащен устройством, ограничивающим подачу топлива в двигатель при достижении максимально допустимой температуры выпускных газов. А при эксплуатации этого танка в районах южнее 45° северной широты его силовая установка должна быть переведена на пониженный режим нагрузки принудительно. У танков типа Т-72/Т-90С ограничений мощности двигателя не требуется. Утверждение А.С. Ефремова, что «ограничение мощности ДД (дизельного двигателя. — Прим. авт.) возможны по перегреву воды и масла из-за недостаточно эффективной системы охлаждения», является вымыслом. ДД превосходит ГТД в части достижения более высокого температурного порога окружающего воздуха с полной нагрузкой двигателя. Об этом наглядно свидетельствуют результаты сравнительных испытаний Т-80Б, Т-72А и Т-64Б, проведенные под руководством известного испытателя бронетанковой техники и ученого из 38 НИИИ МО РФ С.В. Дорогина [9, глава 6];

Пункт 22 (площадь ослабленных зон на крыше МТО) не относится к ТТХ танка и является только частью комплексного показателя, характеризуемого термином «защищенность танка». Под защищенностью танков принято понимать их свойство сохранять свою боеспособность под огнем (ударами) противника, т.е. противостоять воздействию средств поражения, обеспечивая экипажам возможность выполнять возлагаемые на танки боевые задачи [16]. В мировой практике повышение защищенности танков достигается комплексным использованием различных мероприятий.


2 Граф, видный деятель Великой французской революции.

3 Французский политик-якобинец.

Оглавление