Особенности конструкции танков В1 и В1 bis
При проектировании танка большое внимание уделялось его проходимости. Он должен был преодолевать широкие траншеи, поэтому корпус сделали максимально длинным (6,37 м), обеспечив длину опорной поверхности 5,23 м. Это позволило преодолевать траншеи шириной 2,75 м (у немецких танков Pz.Kpfw. Ill и IV этот показатель составлял 2,3 м), но для сохранения приемлемых весовых характеристик потребовалось уменьшить общую ширину танка до 250 см, а колеи — до 192 см. Визуально танк стал казаться очень громоздким, однако высота его корпуса равнялась 180 см, а общая высота с башней — только 279 см. То есть он был выше Pz.Kpfw.IV всего на 11 см и на 9 см - Т-34-85, оснащенного командирской башенкой, при этом клиренс В1 bis равнялся 48 см против 40 см у обоих танков. Отметим, что попытки создать в СССР двухпушечные танки с размещением каждого орудия в отдельной башне приводили к созданию значительно более высоких (343 см) СМК и Т-100.
Внутренняя перегородка делила корпус танка на две части: переднюю (отсек экипажа) и заднюю (отсек механизмов).
Расстояние между днищем корпуса из броневого листа толщиной 20 мм и верхним листом толщиной 25 мм составляло 1320 мм. С учетом того, что по всей длине отсека экипажа вплоть до сиденья водителя имелся пол (зазор между полом и днищем служил для хранения части боезапаса, там же проходили тяги систем управления), его высота составляла всего около 122 см при внутренней ширине отсека 130 см. Таким образом, габариты отсека экипажа танка В1 bis примерно соответствовали габаритам салона легкового автомобиля класса ВАЗ-2112.
Экипаж состоял из командира (chef de char), водителя-наводчика орудия (pilote specialiste), заряжающего-помощника водителя (aide-pilote) и радиотелеграфиста (radiotelegraphiste). Несмотря на тесноту, в танк часто дополнительно брали одного из прикрепленных механиков, задачей которого было не только помогать при ремонте, но и подавать орудийные выстрелы. Впереди-справа в отсеке находилось 75-мм орудие, правее и ниже — жестко зафиксированный курсовой пулемет. Водительское место располагалось впереди-слева, перед ним находились рулевое колесо, педали сцепления, тормоза и газа, два рычага тормоза, справа — рычаг переключения передач, правее и выше — маховик механизма вертикальной наводки 75-мм орудия. Причем водителю не нужно было тянуться к маховику, он находился прямо под рукой. Высота оси ствола орудия от днища танка составляла 690 мм, пулемета — 450 мм. Рабочее место заряжающего находилось справа, он заряжал как орудие, так и курсовой пулемет. Хотя, при необходимости, водитель мог осуществить выстрел из орудия самостоятельно, обычно это делал заряжающий по его команде.
Схема расположения агрегатов в корпусе Char B1 bis.
Фронтальный вид танка В1 bis №468 «Vendee II». Верхний лобовой броневой лист рубки водителя имел толщину 60 мм, нижний — 40 мм. Они были установлены с углами наклона от вертикали, соответственно, 40 и 50°. Траки гусениц на этой машине — первого типа, не имеющие заклепок. | Фронтальный вид В1 bis №372 «Vertus». Над верхней распорной балкой с номером 372 находится амбразура курсового пулемета. Хорошо видны большой дорожный просвет и траки гусениц второго типа — с заклепками. |