БМД-3 со средствами десантирования 4П248 в походном положении. | Испытания на плаву. |
Приказ министра обороны СССР №117 от 20 марта 1990 г. гласил: «Предназначить боевую машину десанта БМД-3 и средства десантирования ПБС-950 для укомплектования парашютно-десантных частей Советской Армии и частей морской пехоты ВМФ наряду с боевыми машинами десантными БМД- 1П, БМД-2, парашютно-реактивными системами ПРСМ-915, ПРСМ-925(916) и парашютными бесплатформенными системами ПБС-915, ПБС-916». Генеральным заказчиком по средствам десантирования тем же приказом было определено Управление заместителя Главнокомандующего ВВС по вооружению. Минавиапром обязывали создать мощности, рассчитанные на ежегодное производство 700 комплектов ПБС-950. Задействовать эту (максимальную) производительность, разумеется, пока не намеревались. Реальные заказы планировались много меньше. Но и они фактически не состоялись.
Первую серийную партию ПБС-950 в количестве десяти комплектов изготовили в том же 1990 г. непосредственно на заводе «Универсал» и передали Заказчику. Эта партия соответствовала ранее заказанной ВгТЗ партии из десяти БМД-3. Всего МКПК «Универсал» изготовил 25 серийных комплектов ПБС-950. На момент принятия средств десантирования ПБС-950 на снабжение их производство организовывалось в Кумертау. Но вскоре события в стране внесли свои коррективы, и серийное производство ПБС-950 перенесли на Таганрогское АПО.
Несмотря на крайне неблагоприятную ситуацию в Вооруженных Силах, работы по освоению немногочисленных БМД-3 и ПБС-950 в войсках все же велись, хотя и со значительной задержкой. Возможность сброса БМД-3 с использованием ПБС-950 со всеми семью членами расчета внутри машины была проверена в 1995 г. копровым сбрасыванием. Первое десантирование расчета в полном составе внутри БМД-3 с ПБС-950 прошло 20 августа 1998 г. в ходе показных тактических учений 104-го гв. парашютно-десантного полка 76-й гв. воздушно-десантной дивизии. Десантирование осуществили из самолета Ил-76 с участием войсковых десантников: старшего лейтенанта В. В. Конева, младших сержантов А.С. Аблизина и З.А. Билимихова, ефрейтора В.В. Сидоренко, рядовых Д.А. Горева, Д.А. Кондратьева, З.Б. Тонаева.
Загрузка БМД-3 со средствами десантирования ПБС-950 (4П248) в самолет Ил-76.
Сравнительные характеристики средств десантирования |
||||
Средства десантирования |
П-16М |
ПРСМ-925 |
ПБС-915 |
ПБС-950 |
Тип средств десантирования |
Многокупольные платформенные |
Парашютно-реактивные |
Много купольные бесплатформенные |
Многокупольные бесплатформенные |
Парашютная система |
МКС-5-1400 |
ОКС-540 сер.4 |
МКС-350-9 |
МКС-350-12 |
Полетная масса средств десантирования с грузом, кг |
21500 |
От 8400 до 8700 |
8777 |
14400 |
Объект десантирования |
СУ-85 |
БТР-Д |
БМД-1П |
БМД-3 |
Масса полезной нагрузки, кг |
15530 |
8000 |
7600 |
12900 |
Габариты боевой машины: высота (на минимальном клиренсе) х длина х ширина, м |
1,93x8,44x2,97 |
1,32x5,89x2,63 |
1,62x5,4,2,63 |
2,13x6,36x3,13 |
Масса средств десантирования, кг |
5500 |
1110 |
1180 |
1500 |
Масса средств десантирования в % от полезной нагрузки |
35% |
14% |
15,5% |
11,6% |
Диапазон скоростей полета по прибору при десантировании, км/ч |
260—400 |
260-400 |
260-400 |
300—380 |
Высота десантирования над площадкой приземления, м |
800-4000 |
500—1500 |
300—1500 |
300—1500 |
Возможность десантирования членов боевого расчета, количество человек |
Нет |
Нет |
2, с дооборудованием машины |
7, без дооборудования машины |