Оглавление

PdtUniv415.jpg PdtUniv417.jpg
БМД-3 со средствами десантирования 4П248 в походном положении. Испытания на плаву.

Приказ министра обороны СССР №117 от 20 марта 1990 г. гласил: «Предназначить боевую машину десанта БМД-3 и средства десантирования ПБС-950 для укомплектования парашютно-десантных частей Советской Армии и частей морской пехоты ВМФ наряду с боевыми машинами десантными БМД- 1П, БМД-2, парашютно-реактивными системами ПРСМ-915, ПРСМ-925(916) и парашютными бесплатформенными системами ПБС-915, ПБС-916». Генеральным заказчиком по средствам десантирования тем же приказом было определено Управление заместителя Главнокомандующего ВВС по вооружению. Минавиапром обязывали создать мощности, рассчитанные на ежегодное производство 700 комплектов ПБС-950. Задействовать эту (максимальную) производительность, разумеется, пока не намеревались. Реальные заказы планировались много меньше. Но и они фактически не состоялись.

Первую серийную партию ПБС-950 в количестве десяти комплектов изготовили в том же 1990 г. непосредственно на заводе «Универсал» и передали Заказчику. Эта партия соответствовала ранее заказанной ВгТЗ партии из десяти БМД-3. Всего МКПК «Универсал» изготовил 25 серийных комплектов ПБС-950. На момент принятия средств десантирования ПБС-950 на снабжение их производство организовывалось в Кумертау. Но вскоре события в стране внесли свои коррективы, и серийное производство ПБС-950 перенесли на Таганрогское АПО.

Несмотря на крайне неблагоприятную ситуацию в Вооруженных Силах, работы по освоению немногочисленных БМД-3 и ПБС-950 в войсках все же велись, хотя и со значительной задержкой. Возможность сброса БМД-3 с использованием ПБС-950 со всеми семью членами расчета внутри машины была проверена в 1995 г. копровым сбрасыванием. Первое десантирование расчета в полном составе внутри БМД-3 с ПБС-950 прошло 20 августа 1998 г. в ходе показных тактических учений 104-го гв. парашютно-десантного полка 76-й гв. воздушно-десантной дивизии. Десантирование осуществили из самолета Ил-76 с участием войсковых десантников: старшего лейтенанта В. В. Конева, младших сержантов А.С. Аблизина и З.А. Билимихова, ефрейтора В.В. Сидоренко, рядовых Д.А. Горева, Д.А. Кондратьева, З.Б. Тонаева.

PdtUniv416.jpg

Загрузка БМД-3 со средствами десантирования ПБС-950 (4П248) в самолет Ил-76.

Сравнительные характеристики средств десантирования

Средства десантирования

П-16М

ПРСМ-925

ПБС-915

ПБС-950

Тип средств десантирования

Многокупольные платформенные

Парашютно-реактивные

Много купольные бесплатформенные

Многокупольные бесплатформенные

Парашютная система

МКС-5-1400

ОКС-540 сер.4

МКС-350-9

МКС-350-12

Полетная масса средств десантирования с грузом, кг

21500

От 8400 до 8700

8777

14400

Объект десантирования

СУ-85

БТР-Д

БМД-1П

БМД-3

Масса полезной нагрузки, кг

15530

8000

7600

12900

Габариты боевой машины: высота (на минимальном клиренсе) х длина х ширина, м

1,93x8,44x2,97

1,32x5,89x2,63

1,62x5,4,2,63

2,13x6,36x3,13

Масса средств десантирования, кг

5500

1110

1180

1500

Масса средств десантирования в % от полезной нагрузки

35%

14%

15,5%

11,6%

Диапазон скоростей полета по прибору при десантировании, км/ч

260—400

260-400

260-400

300—380

Высота десантирования над площадкой приземления, м

800-4000

500—1500

300—1500

300—1500

Возможность десантирования членов боевого расчета, количество человек

Нет

Нет

2, с дооборудованием машины

7, без дооборудования машины

 

Оглавление