Оглавление

Некоторые характеристики упомянутых средств десантирования представлены в таблице, составленной заместителем главного конструктора М.П. Дрязговым в 1968 г.:

Изделие

Транспортер ТГ-12М

Платформы

Платформа «Comex» с танком «Шеридан», США

П-127 (ПП-127-3500, хромансил) с АСУ-57

П-128 (ПП-128-5000, дюраль) с техникой

П-135 с техникой (АТП-561)

П-130 (ПРС-3500 с ПП-127-3500) с АСУ-57

Максимальная полетная масса, кг

1065

4724

8500

6970

4380

18000

Масса максимальной полезной нагрузки, кг

14000

3240

6700

5600

3240

16000

Масса парашютной системы, кг

-

540

700

490

530

910

Площадь основных парашютов, м2

-

3040

3800

1620

580

5845

Скорость приземления, м/с

-

До 7

До 7,5

10

До 6

9

Тип амортизации

-

Воздушная

Воздушная

Бумажно-сотовая

Пенопластовые стойки и пороховой РД

Бумажно-сотовая

Масса устройства амортизации, кг

-

153

165

120

-

400

Масса изделия в % от массы полезного груза

7,6

45,7

26,7

24,5

35,2

12,5

PdtUniv141.jpg

Рисунок, иллюстрирующий работу парашютно-реактивной системы П-142 (на этапе проекта). Система монтируется на раме платформы, используются два телескопических щупа.

Вспоминая о государственных и войсковых испытаниях ПДТ, М.П. Дрязгов отмечал постоянную творческую помощь заводу со стороны военных инженеров, специалистов ВВС и ВДВ, особо упоминая офицеров В.Д. Доронина, В.И. Ровнина, П.П. Разумовского, Г.С. Авдеева, Г.Д. Лаврова, А.Ф. Шукаева, В.Г. Романюка и М.В. Яшина.

Для грузов массой 12 т, в соответствии с принятым правительственным решением, разрабатывались ПРС, получившие обозначение П-141 и П-142.

Развитие ПРС

Наименование системы

Индекс

Год создания

Ракетный парашют для груза массой:

- 120 кг

ПН-16

1947

- 1500 кг

П-36

1951

- 5000 кг

ПН-81

1956

ПРС для груза массой 5 т

ПН-96

1957

Ракетный парашют для груза массой 20 т

ПН-116

1961

ПРС:

- для платформы П-127 (ПП-127-3500)

П-136

1962

- для платформы П-128 (ПП-128-5000)

П-141

1965

- для груза массой 20 т

ПН-116

1964

- для БМ ВДВ (Объект 915, БМД)

П-150

- для 122-мм гаубицы 2С2 «Фиалка» (Объект 924)

П-155

- для БТР

П-162

- для автомобиля ГАЗ-66 с лыжами (бесплатформенная)

П-156

В 1961-1964 гг. был создан и доведен до натурных испытаний вариант ПРС, рассчитанный на груз до 20 т, - экспериментальная система ПН-116 с парашютом площадью 1500 м2 и зарядом ракетного двигателя около 250 кг. Эта система была испытана с габаритно-массовым макетом в 20 т.

Особо следует отметить объект П-156 - ПРС для автомобиля ГАЗ-66 с установкой лыж, без платформы. Уже оформлялась идея бесплатформенного десантирования техники: эти работы разворачивались по настоянию ВДВ, поскольку обещали не только уменьшение удельного веса средств десантирования, но и ускорение подготовки техники к десантированию, загрузки в самолет и т.д. Бесплатформенное десантирование начиналось с парашютно-реактивных систем, поскольку здесь перед касанием груза земли его скорость снижалась почти до нуля. Для отказа от платформ при многокупольных парашютных системах требовались дополнительные исследования по амортизационным возможностям лыж различной конструкции, закрепляемых на десантируемой машине, и допустимых перегрузок.

С другой стороны, была предложена и схема парашютно-десантной платформы по типу «унитарного патрона»: платформа с сотовой или пенопластовой амортизацией должна была поставляться в войска с вмонтированными в нее и загерметизированными парашютами, извлекаемыми уже во время десантирования. Но эту схему не реализовали на практике.

Продолжались работы над сбрасыванием грузов в контейнерах и заводской упаковке, связанные с принятием на вооружение новых образцов вооружения, боеприпасов и т.п. Так, в 1967 г. появилась десантная тара П-101М для 73-мм станкового гранатомета СПГ-9Д. В 1960-е гг. продолжились исследования по «интенсификации» парашюта последовательной подвеской грузов разной прочности (объект П-144) и по беспарашютному сбросу грузов.

Таким образом, в середине 1960-х гг. завод «Универсал» смог развернуть работы по ПДТ достаточно широким фронтом. Шла работа и по «наземной» тематике. Так, в 1967 г. «Универсал» создал первый комплекс средств наземного обслуживания для самолетов Су-24.

Источники и литература

1. Аядрухов И.И., Георгиев М.Р. Воздушно-десантные войска НАТО. - М.: Воениздат МО СССР, 1970.

2. Снабжение войск с воздуха // Военная мысль. - 1957, №7.

3.  Воздушно-десантная подготовка. Ч. III. Парашютно-реактивные системы и их применение. -М.: Воениздат МО СССР, 1989.

4. Деловой Северо-Восток. - 2006, №10.

5.  История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг. - М.: Машиностроение, 2000.

6.  Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. - М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.

7. Советские воздушно-десантные. - М.: Воениздат МО СССР, 1980.

8. Устройство и эксплуатация парашютов. - М.: Воениздат МО СССР, 1955.

9.  Учебное пособие по тяжелой воздушно-десантной технике. Ч. 4 - М.: Воениздат МО СССР, 1974.

10. Якубович Н. Наш ответ США // Крылья Родины. - 2002, №1.

Оглавление