Один из вариантов десантного планера Ц-25 конструкции П.В. Цыбина выкатывают на летное поле. |
Выгрузка автомобиля-тягача «Виллис» и 45-мм противотанковой пушки из десантного мотопланера Ц-25М конструкции П.В. Цыбина. |
Надо сказать, что еще в 1930-е гг. советские специалисты рассматривали четыре основных способа десантирования - парашютный, посадочный, беспарашютный сброс с бреющего полета и планерный. В штаты воздушно-десантной бригады, утвержденные в ноябре 1940 г., наряду с парашютной и посадочной группой включили планерную (хотя ни одного планера у советских ВДВ к началу войны не было). Упомянутое «Положение о воздушно-десантных войсках Красной Армии» от 29 августа 1941 г. указывало, что «Воздушно-десантные войска Красной Армии являются специальным родом войск и состоят из парашютных, посадочных и авиационно-планерных частей». Еще ранее, в июне 1941 г., командование ВВС определило требования к десантным планерам. Были разработаны и приняты к производству планеры А-7 O.K. Антонова, Г-11 В.К. Грибовского и КЦ-20 П.В. Цыбина - на 7, 11 и 20 человек соответственно. В ходе войны они использовались и как десантные, и для снабжения войск и партизан.
В 1943 г. началась разработка новых планеров с большей грузоподъемностью. Такие достоинства планерных десантов, как возможность компактно и почти «бесшумно» высадить подразделения с тяжелым вооружением, привлекали большое внимание (особенно с учетом широкого применения планерных десантов вермахтом и войсками союзников), так что десантные планеры еще долгое время «заслоняли» собой тему ПДТ. Буквально через год после войны возобновилось производство десантных планеров и разработка планеров для десантирования тяжелого оружия и техники. Такие планеры были спроектированы в КБ Грибовского, Цыбина (Ц-30 и Ц-60), Бакшаева (Т-1). В 1948 г. в ОКБ А.С. Яковлева создали тяжелый планер Як-14, в ОКБ С.В. Ильюшина - Ил-32. Можно вспомнить и «воздушный прицеп», разрабатывавшийся в ОКБ O.K. Антонова уже в 1950 г.
Это сказалось на ходе работ завода №468. Группа Цыбина довольно быстро выросла в собственное ОКБ, а вскоре после окончания войны приказом наркома авиационной промышленности от 19 ноября 1945 г. завод №468 был возвращен в подчинение 7-му Главному управлению НКАП, А.И. Привалова назначили директором завода, а П.В. Цыбина - главным конструктором. Опытно-конструкторские работы сосредоточились на планерах Цыбина, в его ОКБ перевели и конструкторов-«парашютистов».
Тяжелый десантный планер Як-14 разработки ОКБ А.С. Яковлева, 1948 г. |
Десантный планер Г-11 готовится к взлету на буксире у самолета Ил-4. |
Основой для данной публикации послужили материалы Музея ФГУП «МКПК « Универсал», работа «Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники», подготовленная в 1971 г. на заводе «Универсал» под руководством заместителя главного конструктора М.П. Дрязгова, а также документы и публикации разных лет.
Источники и литература
1. Инструкция по укладке и упаковке боевых грузов в парашютно-десантную тару. -М:, Воениздат ВМ СССР, 1951.
2. Казаков В.Б. Небо помнит. - М; Молодая гвардия, 1988.
3. Котельников В. ВВС РККА и воздушно-десантные операции 1930-1940 гг. - Авиамастер // 2004 №8.
4. Красильщиков А.П. Планеры СССР. Справочник. - М.: Машиностроение, 1991.
5. Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. - М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.
6. Сафронов Г.П. Воздушные десанты во Второй мировой войне. - М.: Воениздат МО СССР, 1962.
7. Советские воздушно-десантные. -М.: Воениздат МО СССР, 1980.
8. Универсальная подвеска ДПТ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. -М.: Воениздат НКО СССР, 1941.
9. Универсальная подвеска ПГ-12П. Техническое описание и временная инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат НКО СССР, 1941.
10. Устройство и эксплуатация парашютов. - М.: Воениздат МО СССР, 1955.
11. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. - М.: Машиностроение, 1988.