С-21 легко буксировал автомобиль ГАЗ-АА по снежной целине глубиной 40—60 см. Кроме того, машина буксировала артсистему весом до 2000 кг по снегу глубиной 1,5 м без лыж. | Снегоболотоход С-21 преодолевает покрытый снегом подъем до 30°. |
В трансмиссии передача от двигателя к ведущему мосту осуществлялась карданным валом и промежуточным валом от ГАЗ-51, отличавшимся несколько большей длиной по сравнению с промежуточным валом автомобиля. Угол наклона карданного вала составлял 3°10'.
В систему охлаждения входили водяной и масляный радиаторы от ГАЗ-51, которые устанавливались по схеме, аналогичной использованной на автомобиле. Для регулировки подвода воздуха в капотной части кузова перед радиатором имелись жалюзи, управляемые из кабины водителя.
Отвод воздуха из моторного осуществлялся через боковые жалюзи капота и через вентиляционные отверстия в задней части корпуса. С целью обеспечения более интенсивного протекания воздуха через радиатор вентилятор двигателя ГАЗ-51 заменили на более мощный.
Занесенные снегом кустарники и мелколесье не являлись препятствием для движения машины.
Система питания двигателя включала в себя: два установленных внутри корпуса под платформой бензиновых бака емкостью по 150 л каждый; бензокраны; фильтр-отстойник; бензонасос диафрагменного типа; указатели уровня бензина; бензопроводы, выполненные из латунных трубок сечением 6x8 мм. Заправка бензобаков осуществлялась через горловины в районе боковых стенок кабины. Отработанные газы удалялись из цилиндров через трубопровод, проходящий через моторный отсек к глушителю, расположенному снаружи корпуса машины между вторым и пятым опорными катками на правом борту под верхней ветвью гусеницы. Позднее выхлопную трубу удлинили и вывели за задний борт с целью исключения заливания водой и засорения.
Управлялся снегоход С-21 подобно танку или трактору с помощью удлиненных2 рычагов, аналогичных рычагам самоходной установки СУ-76.
Управление дросселем карбюратора осуществлялось ножной педалью и кнопкой на щитке приборов. Также в кабине имелись смонтированные на щитке водителя масляный манометр, водяной термометр, амперметр, указатель бензина и спидометр.
Схема электрооборудования С-21 была в целом подобна автомобилю ГАЗ-51 с незначительным изменением. Система электропроводки — однопроводная.
Движение С-21 на воде осуществлялось за счет перематывания гусениц.
Постройка С-21 велась зимой 1948-1949 гг. силами института, и в феврале машина была готова. В период с марта по сентябрь 1949 г. снегоход был подвергнут заводским испытаниям в районе Горького и государственным испытаниям в Подмосковье в Бронницах. В ходе испытаний отмечалась недостаточная надежность С-21 из-за некачественного производственного исполнения.
Одновременно С-21 продемонстрировал высокую проходимость. Было установлено, что снегоход мог перемещаться по снежной целине различной глубины и в любых погодных условиях, по дорогам, пескам, по проселку, в весеннее бездорожье, по болотам (вплоть до трясины), а также преодолевал спокойные водные преграды. То есть, машина показала себя как транспортное средство нового типа — снегоболотоход.
Так, С-21 с прицепом форсировал Волгу и Москву-реку, преодолевал по снежной целине подъемы до 30°, снежный вал высотой 1,5 м с углом въезда 70°, шел по тридцатиградусному косогору. Занесенные снегом кустарники и мелколесье не являлись для него препятствием: максимальный диаметр сваливаемого дерева, зафиксированный в протоколе, был равен 15 см. С-21 буксировал по снегу артсистему весом до 2000 кг на колесах или грузовик ГАЗ-АА, а также специальные санные прицепы деревянной и металлической конструкции массой 2,5 т.
После устранения выявленных (преимущественно производственных) дефектов С-21 рекомендовали к серийному производству.
Характеристика С-21 |
|
Полный вес, кг |
4100 |
Вес пустой машины, кг |
2950 |
Экипаж, чел. |
1 |
Число мест в кабине кроме водителя |
1 |
Грузоподъемность грузового варианта |
1000 кг или 10 чел. |
Грузоподъемность санитарного варианта |
8 носилочных больных |
Длина, мм |
5160 |
Ширина, мм |
2150 |
Высота, мм |
2090 |
Клиренс, мм |
450 |
Мощность двигателя л.с. |
79 |
Число оборотов мин |
3400 |
Максимальная скорость на снежном шоссе, км/ч |
45 |
Запас хода по заснеженному шоссе, км |
400 |
Запас хода по снежной целине или по болоту, км |
200 |
Тяга на крюке, т: |
|
- санный прицеп |
2,5 |
- артсистема |
2,0 |
Радиус поворота по глубокой снежной целине, м |
7 |
Удельное давление на снег при погружении на 100 мм, кг/см2 |
0,13 |
Запас масла, л |
7 |
Емкость радиатора, л |
14 |
2 Длину рычагов увеличили, что позволило уменьшить усилие, прилагаемое для совершения поворота.