Испытания аэросаней НКЛ-16-42 на снежной целине.
Подобная картина наблюдалась практически на всех мобилизованных заводах. Предприятия наркомата (кроме завода №41) не обладали достаточным опытом выпуска конструктивно сложных изделий и не были оснащены необходимым оборудованием. Имелся некомплект кадров, усугубившийся с мобилизацией в армию сотрудников-мужчин.
Героические усилия коллектива завода №41 в деле организации выпуска важной оборонной продукции не могли остаться без внимания, и 21 июня 1942 г. директор завода А.Н. Васильев был награжден орденом Красной Звезды, а главный инженер Б.П. Егоров — орденом Знак Почета.
До лета 1942 г. завод №41 изготавливал аэросани НКЛ-16-41, а с осени приступил к выпуску НКЛ-16-42, который сохранялся до конца войны. Завод также осуществлял капитальный ремонт аэросаней прежних моделей.
В первой половине 1945 г. производство аэросаней стали сворачивать. Одновременно с этим стала осуществляться централизованная конверсия. В научно-производственный план ЦКБ ГСДП в 1945 г. в числе двух десятков пунктов наряду с оборонными заданиями была включена тема №9 с четырьмя разделами, подразумевавшая формирование профиля и программы предприятий главка после перехода на выпуск продукции мирного времени. В частности, предполагалось проектирование и изготовление опытных образцов мебели.
В январе 1946 г. на заводе №41 оставались последние шесть ремонтных аэросаней НКЛ-16 и одни новые НКЛ-16-42.
Построенная в 1945 г. техника выкупалась государством, отправлялась на временное хранение или непосредственно передавалась гражданским либо военным заказчикам (например, пограничникам). Таким образом, благодаря централизованно проведенной конверсии обеспечивалась загрузка производственных мощностей, а соответственно — не страдал социальный сектор. Обеспечивалось и трудоустройство части демобилизованных водителей.
Аэросани НКЛ-16-42 являлись усовершенствованным вариантом НКЛ-16-41 и имели более высокие ТТХ.
В конструкцию аэросаней образца 1942 г. были внесены следующие изменения:
- повышены ходовые качества аэросаней за счет установки воздушного винта с более высокой тягой;
- улучшены условия запуска мотора М-11Г при низких температурах;
- исключена возможность частых поломок воздушного винта;
- повышена прочность механизмов и деталей;
- обеспечена возможность наблюдения за воздухом и управления на марше, а также быстрая посадка людей;
- повышено удобство обслуживания аэросаней в полевых условиях.
Корпус аэросаней НКЛ-16-42 по сравнению с корпусом аэросаней НКЛ-16-41 был конструктивно более совершенным. В каркасе использовались усиленные бобышки и стрингеры, что придавало корпусу большую жесткость. Шпангоуты с боков снаружи были сделаны выпуклыми — это позволяло пассажирам размещаться внутри корпуса более свободно. Благодаря изменению формы шпангоутов также увеличивалась прочность каркаса корпуса. С целью предохранения воздушного винта от механических повреждений (при движении по пересеченной местности) заднюю часть корпуса выполнили вытянутой.
Для удобства посадки и высадки экипажа, пассажиров и размещения груза на машине имелись три двери, одна из которых (широкая) служила для погрузки бочек с горючим. Сиденья командира, водителя и пассажиров выполнили мягкими, съемными. Бензобак из передней части корпуса перенесли в заднюю часть с целью предохранения его от повреждений при ударах. Передние окна и боковое окно водителя для улучшения обзора и возможности очистки от изморози были открывающимися. В крыше корпуса разместили два люка: передний — для командира машины и задний —для наблюдения за воздухом.
Ходовая часть аэросаней НКЛ-16-42 существенным образом отличалась от ходовой части аэросаней НКЛ-16-41. В амортизаторах имелся подрессорник в виде цилиндрической пружины, поглощающей около 500 кг веса машины (при полном сжатии основной пружины), что предотвращало жесткие удары и поломку узлов крепления. Однако подрессорники в ходе серийного производства внедрили не на все машины. За счет изменения законцовки нижней трубы была улучшена смазка амортизатора.
Изменилась конструкция шарового болта крепления амортизатора с целью увеличения углов поворота в его гнезде. Узлы крепления передних амортизаторов перенесли в верхнюю часть корпуса. Крепление задних амортизаторов переместили с корпуса на мотораму, что должно было упростить ремонт машины. Претерпела изменения конструкция крепления полуосей и тяг рулевого управления.
Аэросани НКЛ-16-42. Широкая дверь в левом борту корпуса служила для погрузки бочек с горючим.