Оглавление

MuUsukan010.jpg

Следующий зал повествует об окончании русско-японской войны, о ее результатах, а также о Маньчжурском инциденте. Это уже бои против Красной Армии на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Здесь представлено много фотографий горящих и подбитых советских танков БТ-5 и БТ-7, сбитых советских самолетов. Но кто же кого победил, — остается вопросом.

Дальше идет зал, рассказывающий о Китайском инциденте. Возможно, это не совсем точный перевод с японского на английский, а скорее всего — завуалированное объяснение нападения на Китай. Здесь вообще нет никакого упоминания о Нанкинской резне, о казнях мирных жителей на оккупированных территориях. А между тем, китайцам с корейцами эта тема до сих пор покоя не дает.

Следующие четыре зала посвящены Великой Восточно-Азиатской войне. Это самый большой раздел экспозиции, начиная с нападения на Перл-Харбор и до капитуляции японских вооруженных сил. Здесь японцам есть чем гордиться! Посетители могут увидеть флаги и знамена частей и подразделений, личные вещи, оружие, награды, униформу, фотографии японских солдат, матросов, офицеров и генералов.

Большая часть выставки отведена бойцам-смертникам. Принято считать, что все японские смертники назывались «камикадзе». Это не совсем так. Камикадзе были только пилоты. Общее название воинов-смертников — «тэйсин-тай». Такие подразделения существовали во всех видах вооруженных сил. Были подводные и надводные тэйсинтай — люди-торпеды, люди-катера со взрывчаткой. Были тэйсинтай — истребители танков, были люди-бомбы.

На видном месте — портрет адмирала Ониси Такидзиро, его личные вещи, адмиральская форма. Его называют «отцом камикадзе». Он был одним из главных инициаторов и идейным вдохновителем создания отрядов пилотов-смертников. Формирование первого такого подразделения завершилось к 20 октября 1944 г. на Филиппинах. 25 октября камикадзе провели удачную операцию против ВМС США, потопив один и повредив шесть авианосцев. Их потери составили 17 самолетов.

На камикадзе возлагались большие надежды. После объявления набора добровольцев в смертники огромное количество военнослужащих со всей Японии пошли записываться в камикадзе. Людей оказалось больше, чем самолетов. Вступить в ряды тэйсинтай считалось большой честью. Даже самая захудалая семья сразу становилась очень уважаемой и начинала пользоваться привилегиями после гибели одного из ее сыновей в подразделении смертников. По японским данным, в атаках камикадзе в 1944-1945 гг. погибло 2525 морских и 1388 армейских летчиков.

Ониси Такидзиро настаивал на продолжении войны любыми средствами, категорически отвергая даже саму идею капитуляции. После капитуляции Японии адмирал покончил жизнь ритуальным самоубийством и умер 16 августа 1945 г. после 12-часовой агонии, которую считал искуплением за смерти своих подчиненных камикадзе. Сейчас он является национальным героем Японии.

MuUsukan011.jpg MuUsukan012.jpg

В витринах выставлены платки белого цвета хасимаки. Белый цвет в Азии (в Японии в частности) — цвет смерти. Уходя на свое последнее задание, смертники повязывали ими головы. Здесь же ритуальные чашечки для сакэ, короткие самурайские кинжалы для харакири, которое облегчает воину переход в мир святых. Эти кинжалы смертники получали перед последним вылетом от своих командиров. Демонстрируются шкатулки с прядями волос смертников, которые отсылались после их гибели семьям.

Массовое применение тэйсинтай не оправдало возложенных на них надежд и никак не изменило ход войны. В залах все время показывают документальные фильмы, прославляющие самопожертвование, стойкость духа и героизм японских воинов.

Сильное впечатление на меня произвели четыре мемориальных зала (или залы Героев). Вдоль стен стоят стенды с фотографиями погибших. Их многие тысячи. Не остались обойденными жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Разгром и капитуляция Квантунской армии замалчиваются. Зато показаны страдания японских солдат в сибирских лагерях. Но сожаления по поводу бесчеловечного отношения к военнопленным из других стран я тоже не нашел. А примером может служить «Батаанский марш смерти» 1942 г. и строительство тайско-бирманской железной дороги.

В большом выставочном зале второго этажа представлена боевая техника и оружие Японии периода Великой Восточно-Азиатской войны. Пикирующий бомбардировщик D4Y «Суйсэй» («Suisei») — «Комета». Он был принят на вооружение в декабре 1943 г., состоял на вооружении японской морской авиации и базировался в основном на авианосцах. До конца войны построили 2157 таких машин. С изменением военной ситуации многие самолеты стали базироваться на наземных аэродромах, а не на авианосцах. В конце войны много бомбардировщиков было потеряно из-за использования их камикадзе.

Данную машину нашли в 1972 г. в джунглях недалеко от бывшего аэродрома на острове Йап (Yap) — одном из Западных Каролинских островов в центре Тихого океана. Самолет восстанавливался на базе ВВС Сил самообороны Кисарацу (Kisarazu), где во время войны базировались эти машины, под руководством историка, специалиста по военной авиации Танака Шоичи (Tanaka Shoichi). 5 апреля 1981 г. самолет был передан в музей храма Ясукуни.

Образцы японской бронетанковой техники периода Второй мировой войны сейчас находятся в нескольких музеях мира. Меньше всего их в самой Японии. Тем не менее, очень интересная машина есть в музее Юсюкан. Это танк «Тип 97» (или «2597»), более известный как «Чи-ха», что в переводе означает «средний третий». Уникальность экспоната в том, что это танк первой серии, вооруженный короткоствольной 57-мм пушкой «97» и оснащенный поручневой медной антенной. Машина участвовала в боях на Окинаве, получила боевые повреждения, о чем свидетельствует пробоина в левом борту и перебитая гусеница. Затем она долго ржавела под открытым небом. В весьма плачевном состоянии танк попал сначала в американский военный музей Окинавы, где был восстановлен, но при этом почему-то очень небрежно покрашен. В 1984 г. его передали в музей Юсюкан.

Оглавление