Трактор КПД с артиллерийским поездом движется по целине |
Выхлоп с выбросом большого количества сажи сильно демаскировал КПД. |
При движении на малых скоростях все поезда двигались без затруднений. С ростом скорости буксировки до 8—10 км/ч наблюдалось виляние (занос) поезда. С повышением скорости до 16 км/ч виляние прицепов становилось очень сильным, «угрожая возможностью закатиться в канаву или задеть за встречный экипаж задней прицепкой». Во время очередного скоростного заезда трактор КПД съехал с дороги под откос, и его пришлось извлекать при помощи «Коммунара».
По итогам испытаний военные констатировали: «Трактор Катерпиллер-60 прочен и прост, удобен в обращении. Исключительно надежно работает мотор в различных условиях, независимо от продолжительности беспрерывной работы».
В числе недостатков трактора «Sixty» были отмечены: скорость не выше 5,9 км/ч, громоздкая крыша, наличие несменных и вызывавших сильную тряску при движении на максимальной скорости по твердому грунту шпор, а также дефект помпы.
Трактор КПД имел те же недостатки гусеничного хода, что и у базовой модели, в связи с чем, военные отметили, что он может надежно работать в тех же условиях, что и «Sixty». Выхлоп отработанных газов сильно демаскировал трактор, что было отмечено как серьезный недостаток. Пуск мотора сжатым воздухом также оказался ненадежным.
В целом предъявленная конструкция подтвердила очевидные преимущества дизельных двигателей и принципиальную возможность создания относительно быстроходного трактора на основе «Sixty», но выявленные дефекты воспрепятствовали принятию КПД на вооружение. Опыт разработки и испытаний трактора КПД был учтен при создании новых конструкций машин.
ТТХ тракторов на испытаниях 1932 г. |
||
Марка трактора |
«Катерпиллер-60» |
КПД |
Год изготовления |
- |
1931 |
Мощность двигателя, л.с. |
60 |
60*/78** |
Габаритные размеры, мм: |
||
длина |
4016 |
4640 |
ширина |
2404 |
2335 |
высота |
2694 |
2530 |
клиренс |
385 |
370 |
высота тягового крюка над землей |
500 |
620 |
Масса (без водителя), кг |
9760 |
11000 |
Скорости движения, км/ч: |
||
1-я передача |
3 |
3,1*/3,9** |
2-я передача |
4,2 |
4,2*/5,4** |
3-я передача |
5,9 |
5,85*/7,7** |
4-я передача |
— |
6,7*/8,8** |
5-я передача |
— |
9,4*/12,4** |
6-я передача |
— |
13,3*/17,9** |
1-я передача заднего хода |
2,4 |
2,18 |
2-я передача заднего хода |
— |
2,8 |
Расположение двигателя |
Переднее |
Переднее |
Расположение цилиндров |
Вертикальное |
Вертикальное |
Число цилиндров двигателя |
4 |
3 |
Тип двигателя |
Раздельные цилиндры |
Моноблок |
Размерность цилиндров двигателя, мм |
165,1x215,9 |
150x200 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин-1 |
650 |
850 |
Степень сжатия |
— |
15,5 |
Литраж, л |
18,4 |
10,5 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
1-2-3 |
Пуск двигателя |
Ломиком за маховик |
Сжатым воздухом |
Тип топлива |
Бензин и лигроин |
Моторная нефть |
Способ подачи топлива |
Вакуум-аппарат |
Воздушный механический насос |
Запас топлива |
300 л |
300 кг |
Сорт смазки |
Автол |
Автол |
Емкость картера, л |
22 |
16 |
Тип радиатора системы охлаждения |
Трубчатый |
Трубчатый |
Емкость системы охлаждения, л |
70 |
70 |
Зажигание |
Магнето |
Самовоспламенение |
Сцепление |
Сухое однодисковое |
Сухое однодисковое |
Число передач (вперед/назад) |
3/1 |
6/2 |
Тип коробки передач |
Шестеренчатая |
Шестеренчатая |
Передача на ведущие колеса |
Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами |
Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами |
Гусеничный движитель |
С кормовым расположением ведущих колес |
С кормовым расположением ведущих колес |
Тип трака, мм |
Стальной с несъемными шпорами |
Стальной с несъемными шпорами |
Число траков, мм |
33x2 |
33x2 |
Шаг трака, мм |
204 |
204 |
Длина опорной поверхности гусеницы, мм |
2500 |
2500 |
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,44 |
0,43 |
Число зубьев ведущего колеса |
27 |
27 |
Натяжное приспособление |
Гайкой и двумя болтами, со спиральной пружиной |
Гайкой и двумя болтами, со спиральной пружиной |
Система подрессоривания |
Пружины |
Пружины |
Ширина хода, мм |
2250 |
2250 |
Ширина колеи, мм |
1845 |
1845 |
* При 650 об/мин. ** При 850 об/мин. |
Литература
1. Котельников В., Медведь А. Авиационные дизели, или тернистый путь А.Д. Чаромского // Двигатель. -2002, №2 (20).
2. Зубов Е. Легендарный В-2: три страницы судьбы//Двигатель. 1999, №4(4).
3. Пути к решению вопроса об отечественном тракторостроении//Бюллетень Научно-автомоторного института. - 1922, №4.
4. Бухарин Н.А. Современные тракторы. Устройство и эксплуатация. -М-Л.,1931.