Оглавление

Основные характеристики тракторов завода «Большевик»

Тип трактора

Гусеничный 75 HP

«Большевик»

Гусеничный 1,5-т

Гусеничный 2,5-т

Колесный нефтяной трактор

Длина, м

6

3150

1,8

2,3 (2,33)

2,850

Ширина, м

2,6

1,600

1,2

1,350 (1,33)

1,550

Высота, м

2,75

1,625 (1,63)

1.4

1,650 (1,67)

1,400

Вес трактора

650 пудов

4600 кг

Около 80 пудов, с бензином и водой около 90 пудов

1800 кг

Скорости движения

Около 3,5 верст в час1
1 скорость 3 версты в час2
2 скорость 5 верст в час2

4,5 км/ч3 9,2 км/ч4

2-12 верст/ч

Двигатель

Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный

Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный

Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный

Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный

Нефтяной двухцилиндровый

Диаметр цилиндра, мм

188

121

72

95

170

Ход поршня, мм

200

150

110

130

200

Мощность, л.с.

651/752

40

12

20

25

1 Трактор первой партии
2
 Тракторы позднего выпуска.
3
 На шоссе и легкой дороге с грузом 8000 кг.
4
 На тяжелой дороге с грузом 3300 кг.

В новом тракторе передача от вала двигателя на ведущие гусеницы производилась с помощью конуса и ряда зубчаток. Выключение гусениц происходило с помощью дисковых муфт. Подача топлива из бака к карбюратору осуществлялась самотеком. Охлаждение двигателя — водяное, термосифонное. Зажигание рабочей смеси осуществлялось током высокого напряжения от магнето. Трактор имел четыре скорости вперед (1-2, 2-3, 3-6 и 4-12 верст/ч) и одну заднюю скорость (4 версты/ч). Управление трактором производилось рукояткой, закрепленной на вертикальной оси: поворотом ее вправо выключалась правая гусеница, поворотом влево — левая гусеница. Для быстрой остановки трактора использовалась добавочная рукоятка, выключавшая одновременно обе гусеницы сразу.

Как и предшественник, трактор работал с 2-корпусным плугом, а также мог буксировать артиллерийское орудие с передком. В целом новый образец по своим эксплуатационным параметрам соответствовал требованиям народного хозяйства. Однако к числу своеобразных недостатков гусеничных тракторов относилась их высокая металлоемкость, а соответственно — и значительная стоимость. Советские специалисты оценивали тракторы по такому параметру, как «цена одной лошадиной силы». В среднем цена одной лошадиной силы колесного трактора составляла около 100—125 руб., а цена одной лошадиной силы гусеничного трактора около 200 руб., поэтому гусеничный трактор стоил в 1,7-2 раза дороже колесного трактора аналогичной мощности.

MchTruck108.jpg MchTruck109.jpg

Трактор 12 HP с двухкорпусным плугом.

2,5-тонный трактор с пушкой на параде.

В то же время к числу достоинств гусеничных тракторов относилась возможность работы не только на твердых почвах, но и на влажных и заболоченных грунтах. Вместе с тем, гусеничные тракторы были конструктивно сложнее, чем колесные. Для нужд военных (в частности, для буксировки артиллерийских орудий) трактор оказался недостаточно мощным, а для народного хозяйства — слишком дорогим. По этой причине гусеничные тракторы с моторами малой мощности не получили широкого распространения: предпочтение было отдано тракторам колесным.

Еще одним направлением развития отечественного тракторостроения являлось создание трактора так называемого «русского типа», предельно простого конструктивно, работающего на сырой нефти. Изготовление таких тракторов было организовано в Кичкассе («Запорожец»), на Коломенском и Брянском заводах («Коломенец»), в Баронске («Карлик»). Не остался в стороне и завод «Большевик». На постройку нефтяного колесного трактора было ассигновано 21800 руб., и в 1925 г. на заводе изготовили опытный образец. Он имел задние ведущие колеса диаметром 1200 мм и шириной 300 мм со шпорами из угольников размером 70x50x9. База трактора составляла 1850 мм. Клиренс был равен 300 мм, а ширина хода — 1250 мм. Передние управляемые колеса имели диаметр 700 мм и ширину 150 мм. Трактор получил «двигатель повышенного сжатия двухцилиндровый, с продувкой из кривошипной камеры». Нефтяной трактор проходил испытания 11 августа 1925 г. буксировкой трехдюймовой пушки с передком общим весом 140 пудов. Он также демонстрировался в том же году на автомобильной выставке. С Манежной площади, где проходила выставка, нефтяной трактор с грузовым прицепом прошел по улицам города до Поклонной горы.

По своим эксплуатационным параметрам этот трактор превосходил другие отечественные образцы с нефтяными моторами, однако в связи с организацией массового производства тракторов типа «Фордзон» работы по тракторам «русского типа» были прекращены. Поэтому колесный нефтяной трактор завода «Большевик» не изготавливался серийно.

Помощь в работе над статьей оказали Дмитрий Джепа и Александр Буздин.

Использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, РГАЭ, РГАКФД, ОАО «ГОЗ Обуховский завод» и частных коллекций.

Литература

1.  Обуховский завод 1863-2008. Очерки истории. - СПб., 2010.

2. Белянчиков П. Русские тракторы. - М., 1925.

3.  Белянчиков П. Тракторы. - М., 1930.

4.  Техника и снабжение Красной Армии, № 113, 119, 176.

5. Крживицкий А. Исследование средств механической перевозки грузов по обыкновенным путям. - М. 1922.

Оглавление