Тип трактора |
Гусеничный 75 HP |
«Большевик» |
Гусеничный 1,5-т |
Гусеничный 2,5-т |
Колесный нефтяной трактор |
Длина, м |
6 |
3150 |
1,8 |
2,3 (2,33) |
2,850 |
Ширина, м |
2,6 |
1,600 |
1,2 |
1,350 (1,33) |
1,550 |
Высота, м |
2,75 |
1,625 (1,63) |
1.4 |
1,650 (1,67) |
1,400 |
Вес трактора |
650 пудов |
4600 кг |
Около 80 пудов, с бензином и водой около 90 пудов |
— |
1800 кг |
Скорости движения |
Около 3,5 верст в час1 |
4,5 км/ч3 9,2 км/ч4 |
2-12 верст/ч |
— |
— |
Двигатель |
Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный |
Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный |
Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный |
Четырехцилиндровый, бензиновый четырехтактный |
Нефтяной двухцилиндровый |
Диаметр цилиндра, мм |
188 |
121 |
72 |
95 |
170 |
Ход поршня, мм |
200 |
150 |
110 |
130 |
200 |
Мощность, л.с. |
651/752 |
40 |
12 |
20 |
25 |
1 Трактор первой партии |
В новом тракторе передача от вала двигателя на ведущие гусеницы производилась с помощью конуса и ряда зубчаток. Выключение гусениц происходило с помощью дисковых муфт. Подача топлива из бака к карбюратору осуществлялась самотеком. Охлаждение двигателя — водяное, термосифонное. Зажигание рабочей смеси осуществлялось током высокого напряжения от магнето. Трактор имел четыре скорости вперед (1-2, 2-3, 3-6 и 4-12 верст/ч) и одну заднюю скорость (4 версты/ч). Управление трактором производилось рукояткой, закрепленной на вертикальной оси: поворотом ее вправо выключалась правая гусеница, поворотом влево — левая гусеница. Для быстрой остановки трактора использовалась добавочная рукоятка, выключавшая одновременно обе гусеницы сразу.
Как и предшественник, трактор работал с 2-корпусным плугом, а также мог буксировать артиллерийское орудие с передком. В целом новый образец по своим эксплуатационным параметрам соответствовал требованиям народного хозяйства. Однако к числу своеобразных недостатков гусеничных тракторов относилась их высокая металлоемкость, а соответственно — и значительная стоимость. Советские специалисты оценивали тракторы по такому параметру, как «цена одной лошадиной силы». В среднем цена одной лошадиной силы колесного трактора составляла около 100—125 руб., а цена одной лошадиной силы гусеничного трактора около 200 руб., поэтому гусеничный трактор стоил в 1,7-2 раза дороже колесного трактора аналогичной мощности.
Трактор 12 HP с двухкорпусным плугом. |
2,5-тонный трактор с пушкой на параде. |
В то же время к числу достоинств гусеничных тракторов относилась возможность работы не только на твердых почвах, но и на влажных и заболоченных грунтах. Вместе с тем, гусеничные тракторы были конструктивно сложнее, чем колесные. Для нужд военных (в частности, для буксировки артиллерийских орудий) трактор оказался недостаточно мощным, а для народного хозяйства — слишком дорогим. По этой причине гусеничные тракторы с моторами малой мощности не получили широкого распространения: предпочтение было отдано тракторам колесным.
Еще одним направлением развития отечественного тракторостроения являлось создание трактора так называемого «русского типа», предельно простого конструктивно, работающего на сырой нефти. Изготовление таких тракторов было организовано в Кичкассе («Запорожец»), на Коломенском и Брянском заводах («Коломенец»), в Баронске («Карлик»). Не остался в стороне и завод «Большевик». На постройку нефтяного колесного трактора было ассигновано 21800 руб., и в 1925 г. на заводе изготовили опытный образец. Он имел задние ведущие колеса диаметром 1200 мм и шириной 300 мм со шпорами из угольников размером 70x50x9. База трактора составляла 1850 мм. Клиренс был равен 300 мм, а ширина хода — 1250 мм. Передние управляемые колеса имели диаметр 700 мм и ширину 150 мм. Трактор получил «двигатель повышенного сжатия двухцилиндровый, с продувкой из кривошипной камеры». Нефтяной трактор проходил испытания 11 августа 1925 г. буксировкой трехдюймовой пушки с передком общим весом 140 пудов. Он также демонстрировался в том же году на автомобильной выставке. С Манежной площади, где проходила выставка, нефтяной трактор с грузовым прицепом прошел по улицам города до Поклонной горы.
По своим эксплуатационным параметрам этот трактор превосходил другие отечественные образцы с нефтяными моторами, однако в связи с организацией массового производства тракторов типа «Фордзон» работы по тракторам «русского типа» были прекращены. Поэтому колесный нефтяной трактор завода «Большевик» не изготавливался серийно.
Помощь в работе над статьей оказали Дмитрий Джепа и Александр Буздин.
Использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, РГАЭ, РГАКФД, ОАО «ГОЗ Обуховский завод» и частных коллекций.
Литература
1. Обуховский завод 1863-2008. Очерки истории. - СПб., 2010.
2. Белянчиков П. Русские тракторы. - М., 1925.
3. Белянчиков П. Тракторы. - М., 1930.
4. Техника и снабжение Красной Армии, № 113, 119, 176.
5. Крживицкий А. Исследование средств механической перевозки грузов по обыкновенным путям. - М. 1922.