Оглавление

Первую сложную задачу блестяще разрешил Д.Л. Томашевич. В ходе всех испытаний аэродинамические характеристики ракеты практически не претерпели принципиальных изменений: менялись источники питания, трассеры заменялись лампами, потом лампы трассерами. Легко критиковать размах стабилизаторов, дававших собственную частоту около 5 Гц, обеспечившую срез контура управления где-то на уровне одного герца, но на протяжении всех испытаний мы не имели ни одного случая врезания в землю.

Вторая задача решалась с применением передающих телевизионных трубок: на первых порах устройство съема координат (УСК) строилось на видиконе, весьма чувствительной трубке за счет эффекта накопления. Видикон, однако, вносил в контур недопустимое запаздывание, что не позволяло реализовать высокие точности удержания ракеты на ЦМ. Был произведен переход на более «древнюю» трубку — «диссектор», практически безинерционную, на которой и были решены вопросы устойчивой обратной связи в автоматическом контуре управления. Последнюю точку в этом решении поставил И.Л. Алексеев, который удачно применил развертку телевизионного считывающего сигнала в виде небольшого следящего растра, обеспечив должное превышение полезного сигнала над шумами и существенно повысив помехозащищенность комплекса.

Конструктивно УСК основывалось на двух независимых каналах слежения днем (в дневном прицеле) и одного канала ночью (ночной прицел). Каналы совмещались с полем зрения наводчика за счет светоделения.

Через первый канал дневного прицела обеспечивался «захват» ракеты в конце баллистического участка ее полета (90—150 м), выведение на линию ЦМ и ведение по ней на дальность примерно 500 м, после чего сопровождение передавалось более длиннофокусному каналу до предельной дальности 3300 м. Собственно, сами оптико-телевизионные каналы вырабатывали только угловые координаты ракеты в своих оптических каналах, а аппаратура программно пересчитывала их в линейные отклонения от ЦМ таким образом, что в картинной плоскости ракеты на всем протяжении ее полета как бы формировалась линейная статическая матрица размером примерно 6x6 м. Каждой точке линейной матрицы соответствовало определенное статическое отклонение рулей (перегрузка): в центре — нулевое отклонение, на краях — максимальное, соответствующее располагаемым перегрузкам рулей ракеты 3М7 (примерно пятикратная).

IT-1Drak062.jpg IT-1Drak063.jpg
Истребитель танков ИТ-1 в Музее бронетанковой техники Уралвагонзавода. Статическая матрица отклонения рулей в зависимости от отклонения ракеты относительно ЦМ в любом сечении по траектории.

В командной системе ИТ-1 роль радиоканала заключалась в непрерывной и точной передаче выработанных на истребителе танков команд и достаточном уровне радиосигнала для приемника ракеты. Совершенно дезориентирующими являются применяемые для описания радиоканала ИТ-1 термины типа «управление по радио» (аналогично тому, как в справочниках по ПТУР упоминается «управление по проводам») или, что еще более безграмотно для ПТУР — «по радиолучу». Никакого управления линия передачи команд не производит, а тем более бессмысленно для наземного объекта говорить о каком-то радиолуче. Габариты наземных боевых подвижных объектов исключают любую возможность построения антенных устройств, способных своим излучением не задеть (даже основным лепестком излучения) поверхности земли, независимо от того, стабилизирован ли он (как на ИТ-1) или нет, как на «Кобре» танка Т-64Б. Форма электромагнитного поля и его напряженность по траектории полета ракеты зависят не столько от линейных размеров антенны, сколько от профиля местности, наличия «местников», переизлучающих в самых разных направлениях относительно направления стрельбы. В частности, за счет происходящей дифракции по линии визирования может происходить настолько глубокая модуляция напряженности электромагнитного поля, что приходится предъявить повышенные требования к модуляционной характеристике (быстродействию автоматического регулирования усиления) приемника ракеты, чтобы радиосвязь по траектории полета не нарушалась. Эти требования усугубляются для сверхзвуковых ракет.

Опытная эксплуатация истребителей танков ИТ-1 в войсках подтвердила простоту освоения солдатами срочной службы системы наведения комплекса «Дракон», высокую эффективность попадания и сохранение всех танковых показателей самой машины.

Остается только сожалеть, что это направление не было поддержано заказывающими управлениями Министерства обороны и не получило соответствующего развития как средства непосредственной противотанковой поддержки танков наряду с САУ. Калибр ракеты специального истребителя танков не будет диктоваться калибром танковой пушки, и над ним не будет довлеть чисто танковые задачи выхода на какой-то рубеж для ввода мотострелковых подразделений, не будет стоять задача двигаться в атаке в линейном строю танков, а лишь задачи прикрытия от танковых и вертолетных контратак. Вооруженный современными прицелами, дополнительным вооружением в виде малокалиберной автоматической пушки истребитель танков на современной танковой базе может и сейчас найти достойное место в боевых действиях танковых частей и соединений.

Во всяком случае, даже ИТ-1 в свое время не имел принципиальных недостатков, неустранимых при его модернизации. Использование управляемых ракет серийными танками в их боевых порядках в абсолютном большинстве не представляется возможным по условиям неудовлетворительной видимости при артиллерийской и авиационной подготовке, постановке дымовых завес, в том числе в результате действия самого танкового вооружения и средств его поддержки, в то время как истребители танков свои задачи могут реализовать с использованием превалирующих высот, на флангах и стыках частей и соединений.

Оглавление