Вместо заключения
За восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ «Объект 219» было изготовлено 158 танков, из них 31 — с ходовой частью танка Т-64А, остальные — с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн. км.
В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект 219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке газотурбинного двигателя, привело к созданию нового танка, превосходящего серийный Т-64А по следующим показателям:
- средняя скорость движения — выше в 1,3 раза;
- необходимое время на совершение 1000 км марша
— меньше в 1,5 раза;
- время подготовки к движению при низких температурах — меньше в 8-10 раз;
- время разгона на бетонном шоссе до скорости 61 км/ч — меньше в 1,7 раза;
- условия обитаемости — лучше в 2-3 раза;
- вероятность обнаружения самолетами-разведчиками — ниже в 1,2-1,9 раза;
- точность стрельбы — выше в 1,3-1,5 раза (с прицел-дальномером ТПД-К1);
- броневая защита — выше в 1,2-1,25 раза;
- время на заправку топлива и номенклатура ГСМ
— меньше в 2,5-3,0 раза.
После принятия танка Т-80 на вооружение работы по его дальнейшему совершенствованию были продолжены.
Танки Т-80 («Объект 219») в сборочном цехе ЛКЗ.
Литература и источники
1.Ашик М.В., Ефремов А.С, Попов Н.С. Танк, бросивший вызов времени. - СПб., 2001.- 112с.
2. Береза С.И., Брилев О.Н., Григорян В.А., Фомин В.А. Первый Российский газотурбинный танк Т-80 (объект 219). Рукопись.
3. Вестник бронетанковой техники. - 1978, №6; 1979, №1.
4. Воспоминания участников разработки танка Т-80. Рукопись, 2000.
5. Двигатели для перспективного танка 1970— 1975 гг. Технический отчет №1851. — 1966. - 121 с.
6. Ефремов А.С. Уроки танкостроения. - СПб., 2010. -212с.
7. Заключение комиссии по рассмотрению эскизно-технического проекта установки газотурбинного двигателя ГТД-ЗТЛ в танке объект 432. — 1965. —27с.
8. Итоговый отчет по полигонным испытаниям опытного образца зенитной установки 12,7 мм пулемета ТКБ-084А («Утес») на танке Т-64А. - 1971.
9. Любченко А. А. Некоторые фрагменты из моей жизни, деятельности и о людях, меня окружавших. Рукопись, 1989.
10. Отчет о первом этапе полигонных испытаний двух танков объект 219 в Закавказском военном округе. - 1973. — 13 с.
11. Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Рукопись, 2007.
12. Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1965-2000 гг. Рукопись, 2008.
13. Промежуточный отчет комиссии по сравнительной проверке прицел-дальномеров ТПД-К и ТПД-2-49, установленных на объектах 219 при заводских испытаниях. - 1974. -35 с.
14. Сравнительный анализ характеристик танков с газотурбинными и поршневыми двигателями. Технический отчет№6510107. —Л., 1965. — 115с.
15. Танковый газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ. Техническое описание. — Омск, 1964.-35 с.
16. Технический акт по результатам испытаний системы автоматической остановки активной заправки об.219 на топливном стенде. - 1975. -17 с.
17. Технический акт по проверке возможности ограничения давления в баках. - 1973. - 7 с.
18. Технический акт по результатам проверки работоспособности топливной системы по гр.219-05-сп5 с включением дополнительно двумя наружными баками. — Л., 1973. - 7с.
19. Техническая справка по исследованию эффективности предотвращения на сопловом аппарате ГТД путем подачи в запыленный воздух спец.присадки. — Л., 1974. -11с.
20. Технический отчет «Результаты испытаний трансмиссии, системы управления и ходовой части в стендовых и ходовых условиях на макете перспективного танка». — Л., 1972.
21. Технический отчет об испытаниях воздухоочистителя 219-07сб5. — Л., 1972.- 19 с.
22. Технический отчет по стендовым испытаниям экспериментальной батареи циклонов. -Л., 1971. -20с.
23. Отчет по стендовым испытаниям систем и узлов МСУ объекта 219. — Л., 1971.-81 с.
24. Отчет по сравнительным испытаниям танков объект 219 и Т-64А. — Л., 1972.-27 с.
25. Отчет по испытаниям объекта «219» с изделием «71» в условиях повышенных температуры и запыленности окружающего воздуха в Средней Азии. — Л., 1973. -47 с.
26. Отчет по стендовым ресурсным испытаниям 219-07сбЗ с расширенной трассой пылеудаления. — Л. 1973. — 11с.
27. Отчет по результатам заводских ходовых испытаний танка 219 №РО2БТ9901 выпуска 74 г. в объеме 300 мч. — Л., 1974. — 47с.
28. Отчет по научно-исследовательской работе «Разработка С-Д». — Л., Г 976. -30 с.
29. Отчет по теме «Полигонные испытания опытных образцов зенитных установок пулемета «Утес» на танках Т-72, об.219, Т-55А». - 1973. -90 с.
Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность за помощь при подготовке статьи руководству НИИЦ БТЗ ЦНИИ МО РФ, Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, кафедры «Колесные и гусеничные машины» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и заслуженным ветеранам отрасли, принимавшим активное участие в создании танка Т-80:
Войцеховскому Владимиру Анатольевичу — заместителю генерального директора ОАО «Спецмаш»;
Дзявго Альберту Казимировичу — бывшему заместителю главного конструктора ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (СКБТМ);
Калининой-Ивановой Елене Владимировне - доктору технических наук, бывшему ведущему специалисту в области теории и расчета систем воздухоочистки ВНИИТрансМаш;
Кулагину Виктору Васильевичу - бывшему заместителю главного конструктора ОАО «СКБТМ» по серийному производству танка Т-80;
Ларионову Борису Родионовичу - главному технологу ОАО «Спецмаш»;
Миронову Владимиру Ивановичу — бывшему заместителю Генерального директора - генерального конструктора ОАО «СКБТМ»;
Морозову Валерию Аркадьевичу — главному конструктору по наземным ГТД ОАО «Климов»;
Сиволобову Геннадию Васильевичу - бывшему начальнику отдела воздухоочистки ВНИИТрансМаш;
Тимофееву Владимиру Александровичу - бывшему ведущему конструктору отдела вооружения ОАО «СКБТМ»;
Отдельная благодарность за оказанную помощь заслуженным ветеранам ВНИИТрансМаш:
Поликарпову Владимиру Владимировичу — бывшему начальнику сектора главных специалистов ВНИИТрансМаш по заводам отрасли;
Хребтаню Анатолию Васильевичу — бывшему главному специалисту по КБ и заводам отрасли ВНИИТрансМаш.