Танк «Объект 219» с ЗУ-219.
Достоинства открытых зенитных установок ЗУ-72 и ЗТПУ-2 заключались в простоте конструкции и возможности монтажа без ухудшения условий обзорности с рабочих мест экипажа танка. В случае принятия их на вооружение замену существующей на танках Т-62 и Т-55 зенитной установки ДШК-М можно было производить непосредственно в войсках без привлечения дополнительных средств. Основные недостатки открытых типов зенитных установок по сравнению с закрытыми заключались в следующем:
- незащищенность экипажа от огня противника при ведении боевых действий;
- разгерметизация машины при действиях на участках местности, зараженной радиоактивными веществами;
- несовершенство ручных приводов наведения и коллиматора К10-Т.
Результаты испытаний закрытой зенитной установки ЗУ-62 позволили рекомендовать ее для оснащения серийных танков Т-62, Т-55 и их модификаций. Но для новых танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А эта зенитная установка была признана неподходящей, так как требовала серьезной доработки, что вело к созданию новой конструкции ЗУ, не отличавшейся принципиально от существующих ЗУ-64 и ЗУ-219.
В отношении ЗУ-219 наряду с отдельными недостатками был отмечен целый ряд преимуществ:
«
- возможность стрельбы при открытом люке командира с обеспечением кругового обстрела;
- более совершенные и надежные электроприводы наведения, исполнительные двигатели и блоки ГН и ВН взаимозаменяемы;
- высота установки на 120 мм меньше, чем у ЗУ-64 (без установки коллиматора К10-Т);
- в конструкции электропривода ЗУ-219 заложена возможность ввода стабилизации поля зрения прицела и пулемета при дальнейшей доработки ЗУ;
- объем аппаратуры управления на 30% меньше объема аппаратуры ЗУ-64...»
Это позволило рекомендовать ЗУ-219 для оснащения танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А в качестве единой зенитной установки. Выявленные недостатки предлагалось устранить при подготовке ЗУ-219 к серийному производству. На период выполнения этих работ на Т-72 планировалось использовать установку ЗУ-72, а для перспективных танков — разработать единую зенитную установку с новым комплексом приборов, отвечающим всем необходимым требованиям.
Но вернемся к испытаниям. На основании плана тематических работ 38 НИИИ БТТ, в период с 17 июля по 22 августа в районе г. Ахалкалаки (Грузинская ССР) прошли испытания двух танков «Объект 219», ставшие составной частью полигонных испытаний. В соответствии с программой предварительно были проведены специальные испытания на скоростной бетонной трассе и пробеги по грунтовой лесной дороге с большим числом поворотов на территории испытательного полигона Кубинки с целью определения соответствия танков тактико-техническим характеристикам.
В ходе испытаний в ЗакВО пробег двух танков «Объект 219» в условиях горной местности составил 4051 и 2465 км. Испытания проводились по двум трассам протяженностью 20 и 43 км, как правило, в две смены, с полным комплектом макетных боеприпасов. Трасса №1 пролегала на ровной местности (горное плато), по проселочной дороге, на высоте 1730-1800 м с перепадом высот менее 100 м, а трасса №2 (основная трасса испытаний, представляющая собой кольцо) — в горной местности, на высоте 2200 м над уровнем моря с перепадом высот в районе трассы 500 м.
Испытания в горной местности в июле—августе 1973 г. Район г. Ахалкалаки.
Корпуса танков Т-64А с ГТСУ «Объект 219 сп 1» и «Объект 219 сп2».