Оглавление

Для повышения долговечности и радиальной жесткости гусеницы по предложению В.В. Кулагина36 спроектировали усиленный штампованный трак с РМШ параллельного типа. Одновременно для повышения стойкости наружной массивной шины, по требованию специалистов НИИШП37, высота резинового массива была уменьшена, а часть резинового слоя перенесена на беговую дорожку трака.

HstGT80073.jpg

В.В. Кулагин.

Большую техническую помощь в отработке пресс-формы и технологии для обрезинивания траков оказал директор Курского завода резинотехнических изделий Ибрагим Салтанович Тимир-Булатов. Как бывший танкист-фронтовик, он с большим пониманием и заинтересованностью относился к решению возникавших в ходе работы проблем. На первых этапах обрезинивание траков выполнялось на индивидуальных пресс-формах и требовало большой доли ручного труда. В дальнейшем для этих целей было закуплено автоматическое оборудование одной из западноевропейских фирм, позволившее резко снизить себестоимость производства.

Мероприятия по дальнейшему совершенствованию топливной системы танка «Объект 219» реализовывались комплексно, по нескольким направлениям. С целью максимального использования существующего объема, выделенного для размещения забронированного запаса топлива, были разработаны новые топливные баки. Из-за отсутствия резерва в весовой характеристике танка топливные баки пришлось изготавливать из листовой нержавеющей стали толщиной 1,5 мм.

Реализованная на танке система ускоренной заправки топливных баков позволила сократить необходимое на эту операцию время до 15 мин. Этого удалось достичь объединением топливных баков в две группы (внутренняя — восемь и наружная — четыре бака), подбором оптимальных диаметров трассы и трубопроводов, а также применением заправки топлива под давлением. Для очистки поступающего топлива в системе был установлен дополнительный заправочный фильтр.

В период с 1 января по 30 апреля 1971 г. в лабораторных условиях КБ-3 ЛКЗ состоялись стендовые испытания вновь разработанных узлов ходовой части танка «Объект 219»: ресурсные испытания подшипников подвески, торсионов, масляного насоса управления трансмиссией, сайлентблочных шарниров гусениц 219-35сп2, 434-55сп1 и ВР.155.1378-ЗА.

Для сравнения проводились испытания шарниров двух поставок гусениц 434-55сп1 и ВР.155.1378-3А. В результате было установлено значительное расхождение параметров секции гусеницы 434-55сп1 различных поставок друг от друга, что отчасти объясняло низкую надежность гусениц при проведении испытаний танка Т-64А с ГТСУ38.

Параллельно на стендовой базе ВНИИТрансМаш проводились ресурсные испытания опорных катков и гусениц конструкции ЛКЗ с различной высотой резинового массива. К середине марта 1971 г. были получены положительные результаты испытаний в объеме 3000 км.

HstGT80070.jpg HstGT80071.jpg

Стендовые испытания гусеницы танка Т-64А.

Экспериментальная батарея воздухоочистителя.

HstGT80072.jpg HstGT80075.jpg HstGT80074.jpg

Элементы экспериментальной батареи воздухоочистителя.

Розетка и конус циклона диаметром 90 мм опытного воздухоочистителя, 1971 г.

Сложное положение складывалось при испытаниях машин в условиях повышенных температур и запыленности воздуха. Поиск конструктивных решений повышения эффективности воздухоочистителя велся по трем главным направлениям:
-  снижение аэродинамического сопротивления;
-  увеличение эффективности очистки воздуха;
-  увеличение износостойкости узлов, наиболее подверженных абразивному износу.


36 Кулагин Виктор Васильевич (род. 1 января 1931 г.). В 1956 г. окончил Ленинградский Военно-механический институт, в период 1969—1974 гг. — начальник отдела ходовой части КБ-3 ЛКЗ, с 1974 г. - главный конструктор проекта «Объект 219», с 1977 г. — заместитель главного конструктора по серийному производству танка Т-80.

37 НИИШП - Научно-исследовательский институт шинной промышленности.

38 По воспоминаниям ведущего специалиста В. В. Поликарпова, курировавшего со стороны ВНИИТрансМаш разработку танка Т-64 на заводе им. В.А. Малышева, после отгрузки комплектующих на УВЗ и ЛКЗ в цехах Харьковского завода царил идеальный порядок, обусловленный полным отсутствием отбракованных в ходе серийного производства деталей.

Оглавление