Сразу же после письма В.А. Малышева на имя И.В. Сталина 19 апреля 1940 г. совместным приказом №073 по АБТУ и АУ Красной Армии для проведения новых испытаний системы Л-11 была создана комиссия под председательством военинженера 1 ранга С.М. Серебрякова. Основной целью этих испытаний являлась проверка надежности работы следующих механизмов Л-11:
- нового крепления воздушного резервуара в маске;
- противооткатных устройств при стрельбе под углами снижения;
- спусковых механизмов.
В ходе проведенных в период с 3 по 11 мая 1940 г. на АНИОПе испытаний пушка Л-11 опять показала себя не с лучшей стороны.
Несмотря на внесенные в конструкцию пушки изменения, работа противооткатных устройств была признана ненадежной. В итоговом акте по испытаниям комиссия отразила следующие неутешительные для Кировского завода выводы:
...
Выводы
На основании проведенных испытаний 76,2мм танковой пушки Л-11 (образец 1940 г.) по программе АУ Красной Армии констатировать:
1) Противооткатные устройства по своей конструкции не обеспечивают надежной работы, как под углами снижения -5° так и при переменной стрельбе под углами снижения и возвышения, порядка -14° и +13°. Ввиду сложности этих противооткатных устройств в эксплуатации и их большой чувствительности к количеству жидкости, в особенности при стрельбе под углами снижения, данная конструкция для танковой пушки не приемлема.
2) Спусковой механизм инерционного типа непригоден, т.к. он отказывает в работе при стрельбе под углами снижения и не дает возможности произвести первый выстрел ногой.
3) Полуавтоматика системы, хотя и дает небольшой процент задержек, является сложной в эксплоатации, при сборках и разборках. Для ее разборки и сборки требуется участие 2-х человек и большие затраты времени.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, комиссия считает, что 76,2мм танковой пушкой Л-11 1940 г. вооружать танки нельзя.
Председатель комиссии В/инженер 1 ранга Серебряков.
Члены комиссии...[7]
В июне 1940 г. под руководством начальника АУ Красной Армии П.К. Савченко состоялись повторные испытания системы Л-11, также показавшие неудовлетворительные результаты: течь жидкости из противооткатных устройств, необеспеченность стрельбы при углах от -5° до +35° вследствие чрезмерно больших длин отката, ненадежную работу инерционного спуска. Для окончательной оценки пригодности пушки Л-11 для нужд РККА летом 1940 г. на самом высоком уровне была создана специальная правительственная комиссия под председательством Маршала СССР Г.И. Кулика. Изучив данные последних испытаний Л-11, в начале июля комиссия предложила Кировскому заводу в кратчайший срок доработать конструкцию противооткатных устройств и спускового механизма, обеспечив надежную работу системы. Новые тактико-технические требования на доработку Л-11 были утверждены 20 июля 1940 г. и включали в себя следующие пункты:
- скорострельность не менее 20 выстр./мин при режиме 200 выстрелов в течение 20 мин и 600 выстрелов без смены воротников;
- отказы в работе полуавтоматики — не более 0,5% при стрельбе не менее 200 выстрелов без добавления смазки;
- стрельба под углами от -20° до +35°;
- кучность В(в) и В(б) не более 0,3 м на 1000 м.
Общий вид крышки бортовой передачи (деталь 34.16.003), не прошедшей механическую обработку (РГВА). | Основания смотровых приборов башни (деталь 34.30.051) после попадания 45-мм снаряда (РГВА). |
В июле конструкторы Кировского завода во исполнение указаний правительственной комиссии внесли ряд изменений в конструкцию пушки Л-11. Испытания вновь доработанной системы были проведены заводом 11, 13, 18 и 23 июля и дали положительные результаты - течь жидкости из противооткатных устройств была ликвидирована, длины отката нормализованы в допустимых пределах, инерционный спусковой механизм, как не оправдавший себя, заменен на механический. Таким образом, в июле 1940 г. на Кировском заводе провели значительный объем работ по улучшению качества и надежности пушки. Перечень основных изменений, внесенных в конструкцию системы Л-11, приведен ниже.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ВНЕСЕННЫЕ В СИСТЕМУ ПО СРАВНЕНИЮ С ОПЫТНЫМ ОБРАЗЦОМ.
А. По противооткатным устройствам.
1. Резиновые подворотниковые кольца в уплотнениях поршня, сальника штока и сальника контрштока аннулированы, вследствие чего изменены латунные кольца.
2. В сальнике контрштока третий воротник заменен набивкой, для чего удлинена расточка в штоке.
3. На воротники поршня и обоих сальников положены дополнительные подворотниковые кольца.
4. Дано баббитовое направление для штока в задней гайке сальника штока.
5. Сальниковая набивка клапана заменена медным уплотнительным кольцом.
6. Изменена конструкция воздушного клапана: направление клапана дано непосредственно по отверстию в головке цилиндра.
7. В питающем вентиле кожаная набивка заменена на хлопчатобумажную (прожированную).
8. Корпус сальника штока и гнездо под него в головке цилиндра по направляющим и уплотняющим пояскам облужены с сохранением и опрессовкой медного кольца.
Б. Полуавтоматика.
1. Резиновые буфера и втулки скадки в казеннике заменены общей стальной ввинтной втулкой.
2. Стопорение гаек крепления отсекателя полуавтоматики на маске вместо шайб гровера сделано перевязкой проволокой.
3. Расширены зазоры в верхней и нижней рейках...
В. Указатель отката.
Показания указателя отката сделаны от 300 мм до 475 мм.
Г. Спусковой механизм.
Инерционный спусковой механизм заменен механическим (только в 3-х системах, установленных в танке Т-28).
Д. По стволу.
Увеличен зазор по направляющим ствола в маске. [8]