Как видно из приведенного документа, основной причиной брака являлась не неверно выбранная технология изготовления башен, а слабое соблюдение технологической дисциплины. На основании этого сотрудники бригады сделали выводы о необходимости проведения следующих мероприятий, призванных в будущем улучшить качество литых башен:
- повысить трудовую и технологическую дисциплины на всех операциях (формовка, заливка, термообработка);
- обеспечить надлежащий технологический контроль на всех операциях изготовления каждой детали;- уделить особое внимание качеству изготовления формовочных смесей.
Опыт отливки установочной партии башен также показал, что при массовом производстве для более точного соблюдения толщины и основных размеров башни формовку желательно производить по металлическим моделям. Забракованные башни из установочной партии (№№1-5, 1-7, 2-1 и 2-2) в дальнейшем использовались для проведения опытных работ по уточнению технологии термообработки.
В самом начале июля, на основании распоряжения АБТУ и 7-го ГУНКСП, на Мариупольском заводе им. Ильича была создана специальная комиссия под председательством военинженера 2-го ранга Г.И. Зухера.
Основной целью работы комиссии являлось изучение и оценка результатов исследовательских работ бригады по литой броне, проведение полигонных испытаний обстрелом одной из башен установочной партии и составление заключения о пригодности литой башни Т-34 для серийного производства.
В состав комиссии вошли: главный инженер завода им. Ильича B.C. Ниценко, главный технолог завода им. Ильича И.Е. Демчук, начальник 8-го отдела НИИ-48 П.О. Пашков и начальник исследовательской лаборатории завода им. Ильича Н.В. Шмидт.
Для испытаний обстрелом комиссии была предъявлена башня №1-1. После окончательной термообработки башня имела твердость 2,8-3,0 по Бринеллю, толщина брони составляла: по правому борту - 52-57 мм, по левому борту - 51-53 мм. Химический анализ башни был следующим: С - 0,25; Si - 1,34; Mn - 1,34; Р - 0,026; S - 0,015; Cr - 0,82; Ni - 1,44; Mo - 0,16. Трещины, образовавшиеся в местах соединения прилива смотрового прибора с бортом, были вырублены без последующей заварки (ввиду незначительной глубины последних).
Испытания обстрелом состоялись 4 июля 1940 г. на полигоне завода им. Ильича по следующей программе:
1) Основные испытания снарядом калибра 45 мм (чертеж 2-03347):
а) в рабочем положении по наклонной боковине башни с целью определения ПТП (предел тыльной прочности) и ПСП (предел сквозного пробития);
б) в рабочем положении по всей поверхности башни с целью проверки однородности и равномерной стойкости при скоростях удара, соответствующих найденным согласно пункту «а» ПТП и ПСП;
в) в наклонном положении с расчетом получения попадания снарядом по нормали с целью определения ПТП и ПСП и сравнения их со стойкостью катаных деталей.
2) Испытания остроголовым бронебойным снарядом калибра 45 мм (чертеж 2-01991) с целью ориентировочной проверки сопротивляемости литой башни остроголовому снаряду.
3) Испытания снарядом калибра 37 мм (чертеж 3882) в рабочем положении с целью проверки возможности пробития башни данным снарядом.
4) Факультативные испытания снарядом калибра 76 мм (чертеж 2-03545) в рабочем положении башни для определения характера поражений.
Приведем результаты этих испытаний.
Против 45 мм. тупоголового снаряда (черт. 2-03347)
а) При испытании в рабочем положении при конструктивном угле наклона стенок башни 30° при максимальных скоростях (свыше 760 м/с) на участках даже с наименьшей толщиной стенок (51 мм) из числа 12 выстрелов не получено ни одной пробоины или выбитой пробки, а получены вмятины 5-8 мм (см. выстрелы №2, 3, 6, 7, 8, 14, 17, 26, 29).
б) Таким порядком проверена кругом поверхность башни. В носовой части, где встреча снаряда со стенкой башни произошла под углом близким к нормали при скорости 761,6 м/с. получена сквозная пробоина (см. выстрел №30). Однако при проверке дополнительно двумя выстрелами №№31 и 32 пробоина не подтвердилась - получены вмятины. В кормовой части башни, при встрече снаряда под углом, близким к 30° получена пробоина меньше калибра (снаряд перед плитой в осколках при скорости 763,8 м/с, см. выстрел №27). Такая же пробоина получена при выстреле №28, расположившемся на расстоянии 11-19 мм от выстрела №27. Выстрелами №26 и 29 в эту же часть башни при скорости 752,9 и 765,2 м/с пробоины не подтвердились - получены вмятины по 6 мм.
в) При испытании по нормали предел тыльной прочности можно считать 740 м/с (см. выстрел 19); предел сквозного пробития не получен. При скорости 760,8 м/с (см. выстрел № 18) получена пробоина меньше калибра, в этом участке толщина стенки равнялась 51-52 мм.
Против 45 мм. остроголового снаряда (черт. 2-01991)
Всего было произведено 5 выстрелов. При толщине стенки 56-57мм при скоростях 725, 743, 756 м/с получены пробоины меньше калибра (см. выстрелы 4, 5 и 9). При толщине стенки 51 мм при скорости 708 м/с получено сквозное пробитие с уходом снаряда за плиту. Ввиду ограниченного числа попаданий не представилось возможным вывести нормы стойкости по этому чертежу снаряда.
Против 37 мм. снаряда (черт. 3882)
Дано было 2 выстрела в рабочем положении при скоростях 755-774 м/с (см. №24 и 25) при этом получены вмятины 9-12 мм.
Против 76 мм. снаряда (черт. 2-03545)
Дано было 4 выстрела в рабочем положении (см. выстрелы №№10, 11, 12 и 13). При V=521 (выстрел 10) - вмятина 10 мм и выпучина — 2 мм. При V=571,5 (выстрел 11) выбита пробка диаметром 50 мм. При V=625 (выстрел 12) - пробоина меньше калибра, снаряд перед плитой. При V=638,6 (выстрел 13) - тоже. Таким образом ПТП можно считать равным 520-530 м/с, ПСП не найден и может быть принят выше 630-640 м/с.
ВИД ПОРАЖЕНИЙ
При испытании башни выявлено, что характер поражений является вполне удовлетворительным. Поражения с тыльной прочностью отличаются наличием незначительной вмятины с лицевой стороны общей глубиной 5-8,5 мм при ударе 45 мм снаряда черт. 203347, с тыльной стороны выпучины обычно не образовывались или же ограничивались величиной 1-2мм. Поражения при пробитии меньше калибра или при сквозном пробитии характерны наличием правильной пробоины в калибр снаряда или меньше калибра при полном отсутствии проломов, отломов с тыльной стороны, разрывов, трещин и т.п. дефектов. Особенно необходимо отметить благоприятный вид поражений при факультативном испытании снарядами калибра 76 мм черт 2-03545. После значительного числа попаданий 45 мм снарядом башня выдержала 4 выстрела данными снарядами без образования трещин, отколов и т.п.
Вязкие свойства литой башни могут быть также иллюстрированы выстрелами №27 и 28. Перемычка между пробоинами при этих выстрелах составила всего лишь 19 мм снаружи и 11 мм стыла, но никаких трещинок или хрупких разрывов все же не наблюдалось.
СРАБАТЫВАЕМОСТЬ СНАРЯДОВ
Снаряды калибра 37, 45 и 76 мм имеющие внутреннюю полость для разрывного заряда, при ударе по броне литой башни в рабочем положении (угол наклона 30°) — разбивались в осколки. При попадании по нормали (см. выстрелы 18, 19 и 20) снаряды калибра 45 мм (черт. 2-03347) срабатывались со вскрытием внутренней полости. Таким образом, срабатывание снарядов при ударах по литой башне следует признать вполне удовлетворительным и равноценным со срабатыванием, наблюдавшемся на катаной броне высокой твердости из стали марки «МЗ-2». [3]