Таблица №12
Перечень конструктивных изменений по машине Т-34, приложенный к протоколу от 29.08.1940 г.
№ п/п |
Наименование изменений и доработок |
Срок ввода в серию |
1. |
Изменить масляную систему, обеспечив работу на одном маслобаке (при переключении кранов при работе мотора раздувает баки-радиаторы). |
С момента установления причины раздутия баков |
2. |
Переделать радиатор-бак, выбросив радиатор (дорогой, сложный в изготовлении и ненадежный в работе). |
Разработать на эталонном образце 1941 г. |
3. |
Обеспечить централизованный полный слив масла с мотора и маслосистемы. |
Предъявить требование заводу №75 |
4. |
Резервуар воздушного фильтра заполнять негорящей жидкостью. |
|
5. |
Устранить течь горючего с воздушного крана при создании давления в баках. |
С 61-й машины |
6. |
Обеспечить доступ к штуцерам воздушной магистрали на баках. |
С 61-й машины |
7. |
Обеспечить более легкое включение скорости. |
|
8. |
Обеспечить уплотнение поводковой коробки и главного фрикциона (защита от попадания пыли). |
|
9. |
Устранить выбивание масла с КПП через суфлер. |
С 141-й машины |
10. |
Устранить горение тормозных лент. |
С 141-й машины |
11. |
Отработать регулировку подвесок с таким расчетом, чтобы балансиры не доставали крышек в днище корпуса. |
С 201-й машины |
12. |
Сделать вырезы в фальшбортах для вынимания пальцев траверз. |
С 61-й машины |
13. |
а) Обеспечить удобное переключение 3-4-й скорости, выгнуть рычаг на водителя, б) Рукоятку рычага кулисы и защелку сделать более удобной в работе. |
а) с 61-й машины б) со 141-й машины |
14. |
Изогнуть рычаги бортовых фрикционов вовнутрь и поднять их выше, чтобы при работе не отрывать туловище от спинки сидения. |
С 61-й машины |
15. |
Снизить подкаблучник, педаль газа сделать по типу педали машины «ЗИС» и конструктивно доработать акселераторный механизм, обеспечив надежность в работе. |
Со 121-й машины |
16. |
Сиденье водителя понизить, сделать в нем углубление в месте сидения (и в месте прохождения уравнительного валика). Тоже относится и к сиденью радиста. |
С 61-й машины |
17. |
Защитить от повреждения провода, выходящие к фарам. |
С 38-й машины |
18. |
Разработать боеукладку снарядов, обеспечивающую удобную и быструю работу экипажа (предъявленная укладка последнего образца в обслуживании неудобна). |
Не позднее 15.09.1940 предъявить эскиз проекта боеукладки |
19. |
Увеличить диаметр шпилек, крепящих перегородку. |
Со 141-й машины |
20. |
Обеспечить герметичность всех люков корпуса и башни от проникновения свинцовых брызг и жидкости. |
Люк водителя герметизировать с 61-й машины и установить на ранее выпущенных машинах, нижний лаз со 141-й машины |
21. |
Нижний погон башни ставить на мостике. |
С 38-й машины |
22. |
Усилить бронировку картеров бортовой передачи. Сделать равнопрочной корме машины. |
Ввести немедленно с использованием задела |
23. |
Передние грязевые щитки нарастить откидными щитками для предотвращения попадания грязи на носовую часть и усилить задние грязевые щитки. |
Со 141-й машины с досылкой на все ранее выпущенные машины |
24. |
Обеспечить использование шкалой ТОД-3 |
К 15.09.1940 |
25. |
Предохранить заряжающего от ушибов рукояткой затвора (разработать и установить предохранительный щиток). |
Со 141-й машины и установить на ранее выпущенных машинах |
26. |
Предохранить от выпадения кассеты прибора кругового обзора внутрь машины. |
Разработать и установить с 141-й машины |
27. |
Защитить диоптр радиста. |
На всех выпускаемых и выпущенных машинах |
28. |
Удлинить загиб выхлопных труб. |
|
29. |
На всех кранах и ручках управления поставить таблички, указывающие положение «открыто», «закрыто» или направление вращения. |
Теперь рассмотрим события, происходившие на Мариупольском заводе им. Ильича, связанные с изготовлением и испытанием установочной серии литых башен. Как было сказано ранее, испытания первой опытной литой башни состоялись в апреле 1940 г. и дали положительные результаты. Учитывая этот опыт, сотрудники совместной бригады НИИ-48 и Мариупольского завода разработали новую технологию производства литых башен, по которой в конце июня — начале июля и была осуществлена отливка установочной партии литых башен из стали марки МЗ-2. Основные изменения, внесенные в технологию изготовления, заключались в следующем:
1. С целью получения однородно плотной отливки во всех участках башни было изменено положение детали при заливке; башня заливалась в положении, обратном рабочему (т.е. крышей вниз), что дало возможность увеличить количество прибылей, расставленных по широкому основанию башни, и тем самым создать более равномерное питание.
2. Для получения еще более плотной здоровой отливки была применена «подпрессовка» через центральный литник.
3. Схему расположения литниковой и прибыльной системы, как оправдавшую себя, оставили прежней, но прибыля для удобного осуществления «подпрессовки» были применены закрытого типа с шаровой поверхностью.
4. Изменен метод формовки литой башни с целью упрощения его и получения более точной отливки. Основной стержень №1, образующий внутреннее очертание тела башни, формовался на месте, по модели, а не отдельно в стержневом ящике, как это имело место при формовке первой башни. Центровка основного стержня относительно формы осуществлялась специальными металлическими направляющими кольцами и штырями. Направляющие кольца механически обрабатывались и подгонялись друг к другу, обеспечивая точность установки стержня.
Менее существенным изменениям подверглась технология термообработки литых башен. Прежде всего, окончательную закалку под душем, как не оправдавшую себя, заменили закалкой в водяной ванне. Кроме этого, в инструкцию по термообработке ввели некоторые дополнения, уточняющие время выдержки и порядок взятия проб.
Необходимо отметить, что установочная партия литых башен была изготовлена по чертежу 34.30.182, разработанному КБ 520 завода № 183 в июне 1940 г. Первый вариант чертежа литой башни, выполненный КБ 520 весной 1940 г. для Мариупольского завода (индекс детали 34.30.181), имел ряд недостатков и в металле воплощен не был. Однако он послужил основой для создания чертежа 34.30.182, при разработке которого были устранены конструктивные недостатки, выявленные в ходе испытаний первой литой башни, а именно:
- более тщательно проработана общая конфигурация тела башни;
- с целью создания плавного перехода в местах соединения лобовой части с бортовыми стенками, а также в местах соединения обечаек с корпусом увеличены радиусы скругления.
Данные изменения, а также использование ребер жесткости и более длительная выдержка отливки в земле позволили получать корпуса башен, свободные от трещин.
Таким образом, по вновь разработанной технологии к 10 июля 1940 г. была изготовлена установочная партия литых башен из стали марки МЗ-2 в количестве 13 штук. Отличительной чертой литых башен, изготовленных по чертежу 34.30.182, являлись следующие характерные детали:
- корпус башни спроектирован на подобии расширенной сварной башни, линия изгиба боковых стенок смещена относительно центра башни на 162 мм в сторону кормы;
- отлитые зацело с телом башни приливы оснований боковых смотровых приборов;
- отлитый зацело с телом башни кронштейн для крепления механизма поворота башни;
- отлитое зацело с телом башни кольцо для крепления погона башни;
- отсутствие крыши и днища ниши башни.