Напомним, что в 1940 г. завод №75 должен был изготовить:
- с января по май (по старому плану) - 805 двигателей В-2 с поставкой их на сборочные заводы ЛКЗ, завод №183 и СТЗ (фактически изготовлено 576 штук).
- с июня по декабрь (согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) №976-368сс) - 2100 двигателей В-2 с поставкой их на сборочные заводы ЛКЗ, завод №183 и СТЗ.
- с января по декабрь (согласно договору с АБТУ) - 350 двигателей В-2, предназначенных для замены выработавших гарантийный срок двигателей, с поставкой их на ремонтные базы АБТУ.
- с января по декабрь — запасных частей к двигателю В-2 на общую сумму более четырех с половиной миллионов рублей.
Учитывая существенное увеличение плана согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) №976-368сс от 7 июня 1940 г. и недостаточные темпы развертывания производства В-2 в первом полугодии 1940 г., можно сделать вывод, что дополнительная нагрузка на завод в виде двигателя М-40 действительно ставила под угрозу выполнение программы по танковым дизелям на 1940-1941 гг.
Рабочее место командира танка (машина №311-25-3).
В июне события, связанные с производством дизеля В-2 на заводе №75, развивались следующим образом .
В начале месяца из-за отсутствия форсунок, конических шестерен и приводов топливных насосов сборка дизелей практически не производилась, за первую декаду завод смог изготовить всего лишь 29 моторов. С середины месяца ситуация несколько улучшилась: для ликвидации особо узких мест, по распоряжению заводоуправления, в цеха, занятые изготовлением топливной аппаратуры и конических шестерен, началась переброска станочного оборудования с других, менее загруженных участков; снабжение металлом также немного улучшилось. Благодаря этому за месяц заводу удалось выпустить 175 серийных моторов (при плане 210 штук), из них 30 штук мощностью 600 л.с. — для танка KB, 45 штук мощностью 375 л.с. — для трактора «Ворошиловец» и 100 штук мощностью 500 л.с. — для БТ-7М.
Отправок моторов и запасных частей на ремонтные базы по договору с АБТУ в июне 1940 г. не производилось.
Подводя итоги событиям мая-июня 1940 г., необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:
1. Увеличение плана выпуска Т-34 в 1940 г. до 600 штук, из которых 500 танков должен был изготовить завод №183 и 100 танков - СТЗ.
2. Успешные работы на Мариупольском заводе по упрощению технологии производства наиболее трудоемких бронедеталей.
3. Согласование чертежей бронедеталей на серийное производство и заключение договора на их изготовление с Мариупольским заводом им. Ильича.
4. Выпуск заводом №183 первых четырех машин установочной серии.
Список источников
1. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1181. Л. 116.
2. ЦАМО. Ф.38. Оп. 11355. Д.32. Л.9.
3. ЦАМО. Ф.38. Оп. 11355. Д.32. Л. 16.
4. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1181. Л. 141-142.
5. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1053. Л.65-68.
6. ЦАМО. Ф.38. Оп. 11355. Д.32. Л. 11.
7. РГВА Ф.31811. Оп.2. Д. 1181. Л. 139-140.
8. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 149-150.
9. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л.206-207.
10. ЦАМО. Ф.38. Оп. 11355. Д.30. Л. 15-21.
11. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1010. Л. 160-161.